Книга "История и культура" подготовлена в Отделе истории культуры Института славяноведения и балканистики РАН по материалам предшествовавшей ей конференции (История и культура. Тезисы. М., 1991). Она продолжает серию историко-культурных исследований, начатую работами "История культуры и поэтика" (М., 1994), "Человек в контексте культура. Славянский мир" (М., 1995). Авторы поставили своей задачей показать, как культура разных эпох (Средневековье, Новое и Новейшее время) понимает историю, как она реализует свою избирательную способность по отношению к потоку исторических событий, как происходит превращение факта истории и факт культуры, как соотносятся категории времени в истории и культуре....
Что такое ксандрейка? Почему она розовая? И что хотел сказать Гоголь, одевая героя в костюм «наваринского дыму с пламенем»? Как часто при чтении произведений классики мы не замечаем детали костюма литературного персонажа. И тогда пропадает скрытый смысл, глубокий подтекст, емкий намек, вложенный автором и вполне понятный его современникам. Искусствовед Р. Кирсанова много лет занимается изучением этой проблемы. Читателю впервые предлагается своеобразный путеводитель по произведениям классики, где описания костюма раскрыты как важное средство социальной и психологической характеристики героев. Книга иллюстрирована. Для широкого круга читателей.
Когда она была девочкой, любила носить старинное бабушкино пальто и наворачивать на себя всякие странные наряды. И шить, конечно, научилась. А теперь она профессор, написала множество книг — о японском театральном костюме, об истории одежды, о ее теории. Такая тоже существует. Кирсанова так много знает про одежду, что написала даже энциклопедию моды. Представьте себе, мне приходилось ее все время останавливать, а то книга оказалась бы слишком длинной. Из того, чего она не написала, можно было бы составить тысячу таких книжек. И все такие же интересные. Людмила Улицкая
Исследование, непривычное по жанру. Автор рассматривает картины Павла Федотова со стороны их предметного ряда - то есть производит подробнейший анализ вещей, одежд, обстановки и прочего, что характеризует выбор художника и одновременно погружает читателя в материальный и бытовой контекст времени. Раиса Кирсанова - известный специалист по истории материальной культуры, и, как и предыдущие ее работы, данная книга сочетает энциклопедическую пристальность взгляда с увлекательностью изложения.
Знакомьтесь, автор этой книги — Раиса Кирсанова. Когда она была девочкой, любила носить старинное бабушкино пальто и наворачивать на себя всякие странные наряды. И шить, конечно, научилась. А теперь она профессор, написала множество книг — о японском театральном костюме, об истории одежды, о ее теории. Такая тоже существует. Кирсанова так много знает про одежду, что написала даже энциклопедию моды. Представьте себе, мне приходилось ее все время останавливать, а то книга оказалась бы слишком длинной. Из того, чего она не написала, можно было бы составить тысячу таких книжек. И все такие же интересные. Людмила Улицкая
Авторская энциклопедия Р. Кирсановой посвящена костюму как средству психопогической характеристики в произведениях русской живописи и литературы 18—20 вв Рассматривая особенности кроя, происхождение названия в русском языке, автор позволяет читателю приблизиться к пониманию сословных и культурных значений, которые приобретает одежда традиционная или заимствованная в контексте русской художественной культуры. В книге 200 цветных и тоновых иллюстраций, именной и предметный указатели. Энциклопедия предназначена как для специалистов —филологов, литературоведов, искусствоведов и т. д., так и для широкого круга читателей, интересующихся русской бытовой культурой.
Настоящий сборник продолжает серию научных изданий, посвященных жизни.и творчеству Гоголя. Издание осуществляется параллельно с подготовкой академического Полного собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя. Наряду с новыми исследованиями сборник включает в себя публикацию неизвестных архивных материалов. Вместе с отечественными авторами представлены исследователи из других стран (Италии, Израиля, Франции).