«Книга камней» — вторая книга серии «Чудеса мира в восточных космографиях» — посвящена исследованию средневековых свидетельств и сообщений о странных и загадочных случаях, связанных с камнями: метеоритами и драгоценными минералами, древними статуями и египетскими пирамидами, остатками Вавилонской башни и стенами воображаемых городов. Арабо-персидские минералогии, средневековые латинские лапидарии, исторические хроники, записки путешественников — вот далеко не полный список источников, использованных автором. Средневековый спор о свойствах минералов между естествоиспытателями и магами оживает на страницах этой увлекательной книги, приглашая читателя в мир непридуманных загадок средневекового...
Сочинение византийского писателя V в. Тимофея из Газы выступает в роли путеводителя по исчезнувшему миру диких животных Африки и Азии, демонстрируя при этом принципиально отличную от христианской перспективу конструирования зоологических сюжетов. Античный интерес к миру зверей сочетается в нем с древнеегипетской мистерией и пристальным интересом к необъяснимым загадкам природы. Тимофей собрал множество примеров природной "симпатии" и "антипатии". Особое внимание он уделил амулетам, лечебным и магическим свойствам растений, минералов и различных тварей. Мир диких и домашних животных описывается в системе символов человеческой культуры, при этом космос людей и космос животных сопрягаются в...
Появление текста «Физиолога» связывают с египетским городом Александрия и относят к периоду между II и IV веками нашей эры. С момента его появления и вплоть до наших дней это сочинение вызывает неизменный интерес читателей и исследователей. Вот уже более полутора тысяч лет он представляет из себя некую интеллектуальную загадку. Что такое «Физиолог» - собрание сведений об удивительных свойствах животных, растений и минералов, или же, как полагает отечественный исследователь А. Г. Юрченко, «Физиолог» - это, в действительности, зоологическая мистерия, где за мнимыми парадоксами и занимательными несуразностями скрывается сакральный текст, подлинный смысл которого прочитывается только при...
Была ли Золотая Орда исламским государством? На этот вопрос существует два взаимоисключающих ответа. В центре внимания исследования историка А. Г. Юрченко фигура хана Узбека, который, согласно агиографической традиции, объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Однако если заняться расследованием хотя бы трех сюжетов (о сути праздника, который отметил хан Узбек в июне 1334 г.; о женитьбе Узбека на одной из жен своего отца; о значении золотого полумесяца над дворцом хана), то, как полагает исследователь, мы увидим имперские структуры повседневности, неподверженные предписаниям ислама. Форма книги-конспекта позволила автору привлечь в полном объеме новые идеи коллег.
Средневековые мусульманские дипломаты сообщают о том, что Берке, правитель кочевого государства, известного в истории как Золотая Орда, принял ислам. Означало ли это, что победоносная доктрина Вечного Неба уступила без боя место вере в Аллаха? Как на деле выглядело обращение Берке? Как к этой новости отнеслись уйгуры-несториане, управлявшие делопроизводством в Орде, китайские советники, буддисты и кочевая аристократия. Куда подевались шаманы, предсказатели и прочие маги? Автор исследования А. Г. Юрченко полагает, что мусульманские наблюдатели отредактировали историю Берке.
Автор исследования, историк А.Г.Юрченко, полагает, что книга Марко Поло является имперской космографией, нежели записками путешественника. С восточными космографиями ее сближает систематизированный характер описаний и полнота охвата материала: около пятисот городов и провинций мира. Ни купцы, ни путешественники не имели мотивации к такой деятельности, по той простой причине, что странствовали определенными маршрутами. Описать карту Монгольской империи им было не под силу. Осуществить тотальный сбор географической информации могла лишь государственная служба разведки. Марко Поло имел доступ к имперскому каталогу городов, поскольку семнадцать лет служил дипломатическим агентом великого хана...
Третий том семитомной «Истории татар с древнейших времен» посвящен истории народов XIII-XVI вв. и становлению и развитию крупнейшего государства - Улуса Джучи, ставшего известным по другим наименованием - Золотая Орда.
Настоящая книга посвящена исследованию восприятия катастроф и загадочных природных феноменов в Средние века При дворах правителей имелись специализированные группы астрологов, в чьи обязанности входил запуск сценариев восстановления коллективного психического равновесия, нарушенного катастрофами Иногда астрологи занимались строго обратными вещами. В военной магии применялись широко известные практики вызывания дождя и снежной бури. Они принимались большинством и были предметом критики со стороны меньшинства.
Настоящее исследование посвящено тайным механизмам формирования политических мифов о Чингис-хане. Базовый корпус мифов об основателе империи интенсивно формировался при его сыне и преемнике, великом хане Угедее (1229—1241). С середины XIII в. эти мифы становятся достоянием властных элит в государствах, включенных в Монгольскую империю. Мировую известность и славу Чингис-хану принесли походы его внуков, а литературное оформление мифов завершили персидские, армянские и китайские историки. Пик политического мифотворчества приходится на это время, поскольку в игру вступают выдающиеся представители покоренных наций. Исследование основано на подробном и тщательном анализе сорока восьми...
Книга посвящена исследованию восприятия катастроф и загадочных природных феноменов в Средние века. Автор считает, что при дворах правителей имелись специализированные группы астрологов, в чьи обязанности входил запуск сценариев восстановления коллективного психического равновесия, нарушенного катастрофами. Иногда астрологи занимались строго обратными вещами - в военной магии применялись практики вызывания дождя и снежной бури. С огромным количеством фактов, извлеченных из старинных книг. [collapse collapsed title=Содержание:] География магического мира (5) § 1. Чудеса мира (7) § 2. Другая реальность (11) § 3. Неразрешимые загадки (17) § 4. Шутка суфия (19) § 5. Чудесная...