Книга "История и культура" подготовлена в Отделе истории культуры Института славяноведения и балканистики РАН по материалам предшествовавшей ей конференции (История и культура. Тезисы. М., 1991). Она продолжает серию историко-культурных исследований, начатую работами "История культуры и поэтика" (М., 1994), "Человек в контексте культура. Славянский мир" (М., 1995). Авторы поставили своей задачей показать, как культура разных эпох (Средневековье, Новое и Новейшее время) понимает историю, как она реализует свою избирательную способность по отношению к потоку исторических событий, как происходит превращение факта истории и факт культуры, как соотносятся категории времени в истории и культуре....
Основная задача работы — представить творчество Григория Сковороды в целостном виде — в современном научном освещении. Он построил концепцию, которую сам называл Христовой философией, объявив самостоятельными мирами Библию, мир и человека, представив их в сложном взаимодействии, как двойственные и взаимно отражающие один другого, естественно, подчинив их ведущей антитезе Бог/дьявол. В книге последовательно рассмотрен каждый из миров и их отношения между собой. Особое внимание уделено языку их описания, созданному самим философом. Он анализируется в семиотическом аспекте, позволяющем разработать методы и принципы исследования сочинений Г. Сковороды, с помощью которых его концепция...
Монография — результат совместной работы международного авторского коллектива над изучением фундаментальной проблемы взаимосвязи языка, культуры, образования в моноэтнических и полиэтнических государственных общностях. В ней рассмотрен широкий круг актуальных вопросов, объединяемых общей темой: использование языка в качестве средства распространения (трансляции) культуры. Для лингвистов, культурологов, социологов, философов, этнографов, театроведов, фольклористов.
Небесспорное и противоречивое отношение В. Гомбровича к Европе как к центру культурного пространства, законодательнице культуры в широком смысле определило и диапазон восприятия его многочисленных произведений в западноевропейской, польской и русской культуре второй половины XX в. Реакция критиков, идеологов, художников на творческие установки польского писателя во многом связана с историко-культурными, художественными и политическими исканиями эпохи. Рассмотрение творчества В. Гомбровича на фоне полемики между различными литературными направлениями в контексте мифа Европы и американской утопии позволяет выявить неоднозначность деклараций писателя, жанровое и и стилистическое своеобразие...
Книга "Миф в культуре: Человек - не-человек", подготовлена в Отделе истории культуры Института славяноведения РАН по материалам конференции "Миф и культура: человек - не-человек" (М., 1994). Она продолжает серию историко-культурных трудов: "История культуры и поэтика" (1994), "Человек в контексте культуры" (1995), "Натура и культура" (1997), "Культура и история. Славянский мир" (1997). Настоящая книга строится на сопоставлении результатов исследования народной и профессиональной культур.. В ней прослеживается взаимодействие мифа с литературой, а также с музыкой и изобразительным искусством. Избран один мифологический аспект: человек - не-человек, который, как удалось показать авторам,...