Книга "История и культура" подготовлена в Отделе истории культуры Института славяноведения и балканистики РАН по материалам предшествовавшей ей конференции (История и культура. Тезисы. М., 1991). Она продолжает серию историко-культурных исследований, начатую работами "История культуры и поэтика" (М., 1994), "Человек в контексте культура. Славянский мир" (М., 1995). Авторы поставили своей задачей показать, как культура разных эпох (Средневековье, Новое и Новейшее время) понимает историю, как она реализует свою избирательную способность по отношению к потоку исторических событий, как происходит превращение факта истории и факт культуры, как соотносятся категории времени в истории и культуре....
В книге собраны работы разных лет, группирующиеся вокруг темы мирового дерева. Эти работы, представляющие части обширного замысла, автор считал своим главным научным трудом. Мировое дерево (arbor mundi, «космическое» древо) — мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Он засвидетельствован практически повсеместно в чистом виде или в вариантах — «древо жизни», «древо центра», «небесное древо», «таманское древо», «древо познания» и т. п. В известном смысле мировое дерево является моделью культуры в целом. Образ мирового дерева реконструируется на основе мифологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного...
В книге собраны работы разных лет, группирующиеся вокруг темы мирового дерева. Эти работы, представляющие части обширного замысла, автор считал своим главным научным трудом. Мировое дерево (arbor mundi, «космическое» древо) — мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Он засвидетельствован практически повсеместно в чистом виде или в вариантах — «древо жизни», «древо центра», «небесное древо», «таманское древо», «древо познания» и т. п. В известном смысле мировое дерево является моделью культуры в целом. Образ мирового дерева реконструируется на основе мифологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного...
В издание включены статьи, написанные для энциклопедий «Мифы народов мира», «Славянская мифология» и др. Многие статьи, печатавшиеся ранее в сокращении, даны в полной авторской редакции. Ряд статей публикуется впервые.
В издание включены статьи, написанные для энциклопедий «Мифы народов мира», «Славянская мифология» и др. Статьи, печатавшиеся ранее в сокращении, даны в полной авторской редакции. Ряд статей публикуется впервые.
Явление Кавафиса русскому читателю - так, перефразируя название одной из статей, можно назвать эту книгу, посвященную великому греческому поэту XX века. Кавафис и о Кавафисе - содержание трех ее частей. I. Стихотворения. Впервые Кавафис представлен практически полным собранием своей поэзии. По слову Бродского, Кавафис не только теряет в переводе, но и приобретает: это его свойство нашло отпечаток в помещенных здесь переводах, как ставших классическими, так и новых. II. О "бессобытийном" внешне и драматичном внутренне жизненном и творческом пути Кавафиса пишет его первооткрыватель для русского читателя - С.Ильинская. III. Впечатления, мысли, возникшие по прочтении Кавафиса, отразились в...
Сборник включает статьи по филологии, лингвистике, истории, фольклору, искусствоведению, археологии. Рассматриваются актуальные проблемы языковой и этнической истории карпато-балканского региона и сопредельных районов, вопросы доиндоевропейского вклада в языки и культуру народов Балкан. Интерпретируются надписи на древних языках Балкан (греческие, фракийские, минойские). [collapse collapsed title=Содержание:] Предисловие Л. C. Баюн. Фрако-анатолийские языковые связи в сравнительно-исторической перспективе Ю. Г. Виноградов. Табличка дикаста из Эрмитажного собрания B. А. Воробьев. Индоевропейское и неиндоевропейское в греческой медицинской терминологии Л. А. Гиндин. К вопросу о...
Статья выбрана и распознана из сборника: Топоров В.Н. (отв. ред.). Philologia slavica. К 70-летию академика Н.И.Толстого. 1993
Книга выдающегося исследователя русской культуры, автора фундаментальных работ в области истории литературы и лингвистики, включает труды, посвященные «мифопоэтическому пространству» Петербурга. Город выступает в них как особый художественный текст, включающий и сам объект, и его отражения в творчестве литераторов Серебряного века — А. Блока, А. Ахматовой, А. Белого, А. Ремизова. Книга рассчитана на специалистов в области культуры, истории, филологии. Для учащихся и педагогов, студентов-гуманитариев она станет образцом глубины и ясности мышления, аналитического мастерства и отточенного стиля.