Классическая работа 1957 года известного французского феноменолога посвящена образам пространств, их месту и функционированию в литературе и искусстве – от трактатов Ямвлиха и эссеистики Бодлера до романов Виктора Гюго и картин Ван Гога. «Поэтика пространства» – одно из самых лирических исследований феномена дома. Башляр приглашает нас в путешествие от подвала до чердака, чтобы показать, как восприятие жилища и других укрытий формируют наши мысли, воспоминания и мечты. Спустя десять лет после первого русского издания книга выходит в новом переводе Нины Кулиш. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Больное общество порождает больных людей. По мнению французского ученого П. Реньяра, горделивое помешательство является характерным общественным недугом. Внезапное и часто непонятное возвышение ничтожных людей, говорит Реньяр, возможность сразу достигнуть самых высоких почестей и должностей, не проходя через все ступени служебной иерархии, разве всего этого не достаточно, чтобы если не вскружить головы, то, по крайней мере, придать бреду особую форму и направление? Горделивым помешательством страдают многие политики, банкиры, предприниматели, журналисты, писатели, музыканты, художники и артисты. Проблема осложняется тем, что настоящие гении тоже часто бывают сумасшедшими, ибо сама...
Гастон Башляр — один из крупнейших французских философов и литературоведов XX в. Книга «Вода и грезы» представляет собой вторую часть башляровской пенталогии о воображении и стихиях. Главная проблема, интересующая автора, — как наше бессознательное индуцируется стихиями, каким образом возникают соответствия между жизнью природы и психической жизнью человека. Эта проблема волновала столь на первый взгляд несравнимых авторов, как, например, даосские мыслители, Эммануил Сведенборг и Шарль Бодлер. Подзаголовок «Опыт о воображении материи» намеренно оставляет непроясненным вопрос о том, мы ли воображаем материю или же, как говорил Тютчев, мы сами — лишь грезы Природы. [collapse collapsed...
Книга своеобразнейшего французского мыслителя и культуролога Гастона Башляра, написанная в 1937 году, стала новацией в психоаналитической традиции, потому что предметом анализа Башляра стал феномен огня и только потом — те представления и комплексы, которые огонь вызывает в человеческой психике. Башляр рассматривает огонь не только как природное явление, но и как социокультурный феномен. Огонь для него — одно из универсальных начал объяснения мира, ключ к пониманию множества вещей и явлений.
Заключительная часть пенталогии Башляра, посвящённой поэтике стихий. Стихия земли рассматривается автором в психоаналитических аспектах жилища и хранилища сокровенных богатств. Анализируется отражение таких архетипических образов, связанных с землёй, как грот, корень, змея и лоза. "Земля - это стихия, весьма подходящая для того, чтобы скрывать и являть вверенные ей предметы...". (Книга взята из б-ки Янко Славы).
Третья часть пенталогии Г.Башляра, посвящённой поэтике стихий. На примере многочисленных литературных произведений автор анализирует действенность того, что он называет динамическим и материальным воображением. Большое внимание в этой книге уделено творчеству таких писателей, как Шелли и Ницше... Для Башляра акт чтения равноценен акту творчества: оригинальное творение не более значимо и не более первично, чем чтение-отражение. (Книга Взята из б-ки Янко Славы).
Стихии - огонь, воздух, вода и земля, уже издавна помогавшие философам представить великолепие мироздания, остаются и первоначалами художественного творчества. Воздействие их на воображение может показаться довольно косвенным и метафоричным. И тем не менее, едва устанавливается подлинная причастность произведения искусства космической силе элементов, сейчас же возникает впечатление, будто мы нашли основание единства, подкрепляющего единство и целостность самых совершенных произведений. (Книга взята из б-ки Янко Славы).
Книга известного французского философа, исследователя психологии художественного творчества, интерпретатора поэтических текстов относится к феноменологическому периоду творчества Башляра, так как поэты и живописцы - прирождённые феноменологи, по его мнению. В том вошли: "Поэтика пространства", "Пламя свечи", "Лотреамон". (кн. взята из библ. Янко Слава).