Феноменология восприятия (1945) - наиболее известное произведение крупнейшего французского феноменолога Мориса Мерло-Понти - реализует замысел новой феноменологии, которая исходит не из феноменологически понятого живого тела как целостного я, субъектавосприятия, мышления, речи, общения и свободы. Широко привлекая и анализируя современные психологические данные и теории, прежде всего гештальттеорию, опираясь на фундаментальные понятия, а иногда и интуицию позднего Гуссерля, Мерло-Понти создает вполнесамобытную философию, заставляющую по-новому осмыслить традиционные философские темы и категории. Написанная живым, динамичным и вместе с тем вполне строгим и академическим стилем (Сартр говорил...
Морис Мерло-Понти (1908-1961) - один из ведущих представителей феноменологическо-экзистенциалистской философии во Франции. Значительная часть его книги "Знаки" (гл. I-XI) посвящена поиску ответа на вопрос: что есть философия? Первейшей задачей философии М.Мерло-Понти считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследованиях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию "изобретательности" Ле Руа, исторический рационализм Маркеса, скептицизм Монтеня. Работы, объединенные названием "Заметки", несмотря на то, что они написаны в 1948-1958 годах, затрагивают актуальнейшие вопросы современности и вызовут у российского читателя особый интерес: большая...
Морис Мерло-Понти (1908-1961) крупнейший французский феноменолог XX века. Работа «Видимое и невидимое» представляет существенно новый этап в его творчестве (со времени публикации "Феноменологии восприятия") который характеризуется выходом за рамки феноменологии, с се анализом интенциональных отношений, и разработкой "новой онтологии", претендующей на окончательное преодоление фундаментальных категориальных оппозиций классической философии, субъективного и объективного. внутреннего и внешнего, видимого и невидимого. Новая онтология разворачивается как онтология плоти, как тематизация дикого бытия, которая в методологическом плане требует диалектического мышления, способного удерживать...
Морис Мерло-Понти (1908—1961) — известнейший философ XX века, автор работ "Феноменология восприятия" (1945), "Смысл и бессмыслица" (1948), "Видимое и невидимое" (1964) и др. В настоящей книге Мерло-Понти ищет ответ на вопрос: "Что такое философия?" Первейшей задачей философии автор считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследованиях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию "изобретательности" Ле Руа, "исторический рационализм" Маркса, "скептицизм" Монтеня, анализирует идею интерсубъективности Гуссерля, концепции социальной антропологии Мосса и Леви-Сгросса, политические взгляды Макиавелли, то вступая в продуктивный диалог, то резко...
В сборник статей включены работы наиболее значительных французских философов второй половины XX века, в которых нашли отражение важнейшие философские темы этого периода — проблема смысла, сознания, тела, текста, чтения и письма. Материалы сборника знакомят с особенностями феноменологического и постструктуралистского подхода к анализу этих тем. Сборник адресован специалистам в области философии, литературоведения, лингвистики, психологии и всем интересующимся историей французской философской мысли. Книга может быть использована в качестве хрестоматии для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов. Все тексты впервые публикуются в русском переводе. ...
Морис Мерло-Понти — крупнейший французский феноменолог, оказавший огромное влияние на современную французскую философию и психологию. «Око и дух», «L'CEil et l'esprit» последнее законченное и прижизненно опубликованное философское эссе ученого, знакомит читателя с интереснейшим опытом феноменологического истолкования творчества Сезанна. Прекрасный литературный стиль, глубокие размышления над таинствами живописи, тонкие психологические наблюдения — все это делает предлагаемую небольшую по величине работу подлинным эстетическим шедевром.