Монография посвящена образу еврея в славянской книжной и народной традиции. На основе исторических и фольклорно-этнографических источников авторы рассматривают такие понятия, как "еврейский народ", "еврейская вера", "еврейские обычаи" и др., которые сформировались в фольклоре и книжности славянских народов на базе целого комплекса этнокультурных стереотипов. Исследование опирается на аутентичный материал, собранный в российских и зарубежных архивах и во время полевых исследовании в регионах, входивших в черту оседлости (западные области России, Украина, Белоруссия, восточная Польша).
Сборник включает статьи российских и болгарских ученых, посвященные отношениям родства — одной из ключевых семантических категорий языка и традиционной культуры. Исследуется лексика родства и ее вторичные метафорические значения, символика и магия родства в народной культуре славян и их соседей (греки, евреи), социальные аспекты родственных отношений (семья, усыновление, духовное родство, проклятие и др.), ритуальные функции «персонажей» родства (свадебный обряд, застолье), мотивы родства в народном календаре, в мифологических представлениях и фольклорных текстах разных жанров (обрядовая поэзия, заговоры, нарративы). Книга адресована лингвистам, фольклористам, этнографам и всем...
"Славянский бестиарий" представляет собой первый опыт словарного свода, построенного на материале памятников восточно- и южнославянской книжности XII–XVII вв., который объединяет словарь названий и словарь символики животных. Специфика средневекового "научного" описания и принадлежность большинства "естественнонаучных" текстов к герменевтическому направлению книжности обусловили главную особенность книжной "лексики природы": названия зооморфных персонажей выступают не только в номинативной функции, но и обладают разветвленной символикой. Включение в книжные сказания о животных фрагментов традиционных народных представлений (этиологические легенды, приметы, поверья, а также названия, имеющие...
Сборник «Религиозные практики в современной России» включает в себя работы российских и французских религиоведов, антропологов, социологов и этнографов, посвященные различным формам повседневного поведения жителей современной России в связи с их религиозными верованиями и религиозным самосознанием. Авторов статей, рассматривающих быт различных религиозных общин и функционирование различных религиозных культов, объединяет внимание не к декларативной, а к практической стороне религии, которое позволяет им нарисовать реальную картину религиозной жизни постсоветской России.
В сборнике исследуются исторические корни фольклорной эротики и ее место в традиционной культуре русского и других славянских народов. В большинстве статей широко использованы неизвестные ранее материалы (древнерусские рукописные и археологические источники, архивные и полевые записи). Особое внимание уделено миру женщины и его отражению в фольклоре, мифологии, обрядах, традиционной символике.
Книга "Миф в культуре: Человек - не-человек", подготовлена в Отделе истории культуры Института славяноведения РАН по материалам конференции "Миф и культура: человек - не-человек" (М., 1994). Она продолжает серию историко-культурных трудов: "История культуры и поэтика" (1994), "Человек в контексте культуры" (1995), "Натура и культура" (1997), "Культура и история. Славянский мир" (1997). Настоящая книга строится на сопоставлении результатов исследования народной и профессиональной культур.. В ней прослеживается взаимодействие мифа с литературой, а также с музыкой и изобразительным искусством. Избран один мифологический аспект: человек - не-человек, который, как удалось показать авторам,...
Не случайно ключевые слова, вынесенные в заглавие статьи, взяты в кавычки. Дело в том, в на этот раз речь пойдёт не о восприятии этнических евреев и иудаизма восточнославянской фольклорной традицией, о чём нам уже доводилось писать (Белова 1997, Белова 1999, Белова 1999а). В настоящей статье мы хотели бы обсудить вопрос, каких признаков, с точки зрения носителей традиционной славянской крестьянской культуры достаточно, чтобы объект или персонаж приобрёл в их глазах статус «еврейского». Отметим при этом, что объектом нашего внимания будут культурные явления, не связанные генетически с еврейской традицией, но имеющие ряд типологически сходных черт с еврейскими обрядами (такими, как они...