Автор рассматривает полоскание белья как форму любви и признания, обращение с мусором – как форму доминирования, контроля и ответственности, воду – как категорию психологической трансформации, образ Хозяйки Медной горы – как форму границы внутреннего опыта, уничтожение чучел – как форму социального единства и разделения. Обнаружение символического порядка в событиях и практиках позволяет понять их условную природу или «мягкость». Предложенным формам понимания можно следовать или противиться.
В фокусе внимания настоящей книги – символические практики социального контроля: феномен страха сглаза, ожидание похвалы, готовность ради нее быть «хорошим» и послушным, соревнования за престижную роль Снегурочки в детских карнавалах, привычка к публичным награждениям (от вручения похвальных грамот в школе до обретения чебурашек в Кремле), а также вызывающие общественный резонанс отказы от наград.
В сборнике, подготовленном ведущими специалистами, впервые столь широко и многообразно представлены материалы русского школьного фольклора, дающие достаточно полное представление об этом специфическом явлении современной цивилизации.
Книга представляет читателю уникальную в своей целостности картину бытования частушки в русской деревне XX в. Основную часть книги составили частушки, записанные от жителей Белозерского края и Северной Пинеги. Причем особый интерес представляют не только сами тексты частушек, но и комментарии исполнителей, позволяющие познакомиться с обстоятельствами, в которых обычно исполнялись частушки и даже историей создания некоторых текстов. Материалы полевых исследований сопровождаются обширной вступительной статьей, в которой подробно рассмотрены темы деревенской частушки, особенности ее исполнения, ее место в жизни русской деревни. Для фольклористов и всех интересующихся русской...
Женщин русской деревни считали жертвами патриархального уклада и вместе с тем прославляли как образец силы, их также признавали бесценным источником, питавшим великую русскую культуру. Но как они смотрят сами на себя? Как их рассказы и песни говорят об их ценностях, желаниях и мотивах? Собеседницами авторов этого исследования в фольклорных экспедициях, проходивших в российских деревнях, были женщины, принадлежащие к разным советским поколениям: 1899—1916 (до Октябрьской революции), 1917—1929 (до начала тотальной коллективизации деревни) и 1930—1950 (те, чья молодость пришлась на послевоенное время, а период социальной активности на последнее советское двадцатилетие). Различия в судьбах...
Сборник «СССР: Территория любви» составлен по материалам международной конференции «Любовь, протест и пропаганда в советской культуре» (ноябрь 2004 года), организованной Отделением славистики Университета г. Констанц (Германия). В центре внимания авторов статей — тексты и изображения, декларации и табу, стереотипы и инновации, позволяющие судить о дискурсивных и медиальных особенностях советской культуры в представлении о любви и интимности.
Когда вполне бессмысленное на первый взгляд занятие обнаруживает массовый масштаб, трудно не заподозрить в нем какую-то насущную для этих масс потребность. К таким занятиям можно отнести и известное многим моим современникам детское развлечение — «секреты». Об актуальности этой игры для советских детей можно судить по тому, что словосочетание «игра в „секретики“» упомянуто в Рунете 60 000 раз (на тысяче сайтов).