Книга профессора славистики Цюрихского университета Сильвии Зассе посвящена одному из ключевых русских социокультурных феноменов - исповеди, - как он представлен в лучших образцах русской литературы XIX-XXI веков. Исповедь и признание рассматриваются автором во взаимной обращенности к контекстам религиозных и юридических практик, но не сводятся к ним. Зассе анализирует покаянно-исповедальные практики на фоне религиозных запретов и социальных табу, в контексте социальных, художественных, познавательных и медиаструктур. На материале сравнительного религиоведения различных христианских конфессий Зассе обнаруживает нетривиальные расхождения в статусе признания в русской и западной литературах....
Сборник составлен по материалам международной конференции «Медицина и русская литература: эстетика, этика, тело» (9–11 октября 2003 г.), организованной отделением славистики Констанцского университета (Германия) и посвященной сосуществованию художественной литературы и медицины — роли литературной риторики в репрезентации медицинской тематики и влиянию медицины на риторические и текстуальные техники художественного творчества. В центре внимания авторов статей — репрезентация медицинского знания в русской литературе XVIII–XX веков, риторика и нарративные структуры медицинского дискурса; эстетические проблемы телесной девиантности и канона; коммуникативные модели и формы медико-литературной...
Лев Толстой является отличным примером удачного «театра для себя», как пишет Николай Евреинов в своей статье «Театротерапия», опубликованной в 1920 году в журнале «Жизнь искусства». В отличие от «мнимого больного» Мольера Толстой «разыгрывал роль здорового, будучи больным, и разыгрывал не хуже, чем настоящий актер».