Искусство стратегии, стратегия жизни, искусство управления государством и армией - вопросы их постижения и практического применения стоят перед человеком. И за свою обширнейшую историю китайская цивилизация многократно обращалась к данной проблеме. Свои рецепты предлагали полководцы и учёные, философы и правители. Текстологическим основанием данной книги выступают переводы фрагментов из "Чжун у хоу цзи" ("Записи о верном полководце") Чжугэ Ляна и "Бай чжань ци люэ" ("Необычайные стратегии ста сражений") Лю Цзи. Оба они - непобедимые полководцы и мудрые государственные деятели - на практике доказали свое постижение искусства войны, искусства стратегии.
Книга известного ученого-востоковеда Томаса Клири посвящена постижению японского искусства войны, искусства стратегии. В чем сущность военных принципов и военной культуры, на протяжении столетии и вплоть до наших дней определяющих жизнь Японии? Не является ли завеса таинственности, покрывающая их, сама по себе военным принципом, приемом стратегии? Как повлияли синто, даосизм и дзэн-буддизм на формирование японского искусства войны? Насколько бусидо является путем стратегии? Что в японском искусстве войны позаимствовано из Китая, а что присуще только ему? Эти и многие другие вопросы задает автор и пытается ответить на них, основываясь на сочинениях Ягю Мунэнори, Такуана Сохо, Миямото...
Вследствие самой природы и истории дзэн-буддизма не существует ни определённой программы обучения, ни стандартного учебника классического учения. Большая часть материала, который бы потребовался для создания истории дзен-буддизма и общепринятом смысле слова, фактически отсутствует. Но среди поистине бесчисленною множества признаваемых сочинений, созданных многими и многими наставниками и школами, возникавшими и уходившими м небытие за долгие столетия истории дзэн-буддизма, безусловно, выделяются те, что составили изначальный свод классических дзэнских историй и связываются с так называемыми «Пятью домами дзен-буддизма».
В изощренном многообразии дзэнских техник особенно известны короткие рассказы. "Сто историй пробуждения" — это не фиксация событий прошлого, и даже не потому, что достоверность того или иного факта зачастую невозможно подтвердить данными историографии. Их истиная ценность — воздействие на читателя. Их предназначение — запечатление в сознании образа десяти парамит. "Сто историй пробуждения" — это сто тропинок к пробуждению, из которых читателю предстоит выбирать самому.