Обычное дѣленіе исторіи на древнюю, среднюю и новую съ новѣйшей имѣетъ ближайшее отношеніе только къ исторіи западной Европы. Дѣло въ томъ, что современные европейскіе народы, стоящіе во главѣ цивилизаціи, основались большею частью въ предѣлахъ древней Римской имперіи, унаслѣдовали частью ея языкъ, получили отъ нея свою культуру, заимствовали у нея свою цивилизацію; ихъ исторія поэтому тѣсно связана съ исторіею классическихъ народовъ, на которую современные европейцы совершенно въ правѣ смотрѣть, какъ на начало своей собственной, какъ на свою древнюю исторію.
Предлагаемая читателю книга выдающегося отечественного историка и философа Н. И. Кареева (1850-1931) содержит статьи об историко-философских взглядах, присутствовавших в русской литературе. Автор анализирует историческое миросозерцание Т. Н. Грановского, рассматривает теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и историческую теорию Л. Н. Толстого (на материале романа «Война и мир»). Сразу две статьи посвящены историко-философским идеям П. Л. Лаврова. Признавая неравное значение, несходство взглядов этих четырех писателей и различие предметов их сочинений, Н. И. Кареев выводит общий вопрос, который присутствует в произведениях каждого из них, — вопрос ο взаимных отношениях...
"Общий ход всемирной истории" находится на стыке двух дисциплин - собственно исторической науки и философии истории. Главная мысль Кареева в том, что всемирная история не есть только сумма историй отдельных стран и народов, а процесс постепенного установления политических, экономических и культурных взаимоотношений между населениями отдельных стран, т. е. процесс постепенного объединения человечества, расширения и углубления связей, образующихся между разными странами и народами. …Поскольку судьбы отдельных народов переплетаются между собою, один народ оказывает на другой то или иное влияние, между народами устанавливается известная историческая преемственность, и таким образом над суммою...