Почему мы не слышим привидений?

Чертовщина началась вечером. Часов в семь Вик Тэнди, как обычно, преспокойно играл клавишами своего компьютера, когда вдруг почувствовал странное смятение. Что-то висело рядом с ним в воздухе, неподвижно, тихо и настырно. Вик сразу понял, что за ним следят. Кто же это? Что это? Странная штуковина невозмутимо оглядывала его с ног до головы.

— Видать, я слишком засиделся в лаборатории, — подумал Вик и, пересилив себя, поднял глаза. Пепельно-серая фигура заколыхалась, облаком потекла прямо на него. Из странного клуба то ли выросли, то ли вып ростались ноги и руки, которые тоже потянулись к Вику. Ученый шарахнулся прочь, но в этот миг едва успевший налиться плотью контур вдруг растаял, и теперь в лаборатории снова было пусто.

— Черт побери, и зачем я злоупотребляю крепким кофе? — спросил себя Вик. — Какая только дрянь не лезет в голову. А впрочем, что это было?

Малость успокоившись, Тэнди, как и подобает ученому, да ещё британскому, решил дотошно разобраться в увиденном. И это ему удалось. Теперь сотрудник университета Ковентри убежден, что он знает, с какой стати по коридорам и комнатам шастают всевозможные призраки и почему англичане видят их чаще, чем представители других народов.

Британские острова — воистину земля обетованная для привидений! Сколько их, таинственных, туманными клочьями или серыми контурами высовывается из окон старинных замков, расхаживает по колокольням, заброшенным мельницам, музеям, пугает зазевавшихся одиноких прохожих! Покой древних твердынь и таких же древних развалин то и дело тревожат тени монахов, королей и бледных как смерть дев. И вот крепкий духом Тэнди нашел, наконец, объяснение этому нашествию бесплотных проказников. Оказывается, всему виной… роза ветров. Над Великобританией испокон веку дует как в аэродинамической трубе. Эти ветры и порождают особые акустические волны, на которые прежде никто не обращал внимания, но благодаря которым в стране и завелась всяческая нечисть.

Вот уже больше ста лет британское общество парапсихологов пытается найти земное объяснение потусторонних явлений, вывести тени усопших на чистую воду и потребовать с них ответа. Пока заметных успехов никто не добился. В расставляемых физическими законами ловушках все так же пусто, призраки ускользают из них как вода из решета. Вот почему охотники за привидениями ухватились за предположение Вика Тэн-ди как за идею, способную и впрямь объяснить многое.

На след бессловесных призраков британский ученый вышел случайно, благодаря своей привычке засиживаться в лаборатории и… носить с собой как вы думаете, что? Шпагу! Да-да, самую настоящую шпагу. Вик Тэнди безумно увлекается фехтованием и часто приносит в лабораторию свое надежное оружие. На другой день после странного пришествия духа он захватил шпагу на работу, разумеется, не в надежде пустить кровь бесплотному созданию, а просто затем, чтобы подточить острие, поскольку вскоре должны были состояться какие-то соревнования фехтовальщиков. Вик зажал клинок в тиски, достал абразивный станок, и в этот миг шпага вдруг зазвенела. Тонко и тревожно, безо всякого постороннего вмешательства. Казалось, с клинком забавляется чья-то невидимая рука.

По счастью, Тэнди был физиком-акустиком, а не парапсихологом. Он сразу же заметил, что беспричинный дребезг очень похож на резонансные колебания, которые, как правило, порождаются звуковыми волнами. Явление весьма распространенное: кому из нас не случалось в юности врубать на всю катушку магнитофон, а потом выслушивать жалобы соседей, у которых в окнах дрожали стекла.

Но вот ведь незадача. Кроме Тэнди, в лаборатории никого не было, если не считать таинственного невидимого гуляки, игравшего с оружием. Разумеется, не было и магнитофона. Только компьютер. В помещении царила могильная тишина. Но дотошный исследователь все же проделал необходимые измерения, и от их результатов у него на голове зашевелились волосы. Приборы неумолимо показывали, что стены лаборатории сотрясаются от адского грохота. К счастью для Тэнди, человеческое ухо не способно улавливать звуки столь низкой частоты, иначе кататься бы бедняге по полу, лезть на станку и биться о неё головой. Комнату пронизывал инфразвук. Но где же прятался его источник? После недолгих поисков ученый обнаружил его. Вентилятор. Новенький вентилятор, только что с завода. Стоило выключить его, и клинок перестал звенеть.

И тут физика-акустика осенило: а не связана ли неслышимая какофония с невидимым гостем, подкрадывавшимся к нему накануне? Постойте-ка, что там показал прибор? Частота звука равнялась 18,98 Гц. Господи, да это же резонансная частота колебаний… глазного яблока! «Вероятно, из-за этих звуковых волн зрачки мои стали совершать колебательные движения, и потому мое зрение незаметно для меня самого помутилось. Перед глазами возникла какая-то химера, я увидел тень, туманный сгусток, которого на самом деле не было. Получается, что мы не видим, а „слышим“ привидения!»

Эти низкие, не улавливаемые ухом тона возникают и в природе. Например, когда резкий ветер овевает шпиль церкви или задувает в ка минную трубу. Жутковатые басы способны пронизать самые толстые стены, особенно сильные неслышимые звуковые эффекты возникают в длинных и узких коридорах. Не случайно именно в них чаще всего встречаются привидения.

«Бред да и только», — сказал мне берлинский экоолог Хартмут Изинг, когда я поведал ему об открытии Тэнди. Бред-бредом, но сам Изинг вот уже долгие годы занимается ничем иным как воздействием инфразвука на человеческий организм. Ведь это не только вопрос жизни и смерти бестелесных привидений, но и серьезная экологическая проблема. Во время проводимых Изингом опытов некоторые участники, казалось, ни с того ни с сего уставали, другие ощущали давление на уши. Но призраков не видел никто.

И вот ещё вопрос, на который британский автор новой «духогонии» пока не нашел ответа. Когда по дороге с бешеной скоростью мчится автомобиль, уровень инфразвука в нем достигает высшей отметки (свист ветра в ушах только слышимая «верхушка» этого леденящего кровь звукового «айсберга»). Выходит, теория не подтверждается практикой? Ведь, если мистер Тэнди прав, то по салонам автомобилей должны толпами сновать бестелесные «пассажиры», и водители просто не могут не видеть перед глазами монахов, королей и бледных как смерть дев. Но этой нечисти в кабинах своих машин пока не видел никто. И инспекторы дорожного патруля, к огорчению лихачей, все поголовно из плоти и крови…