Это произведение входит в цикл рассказов, написанных Робертом Асприном в соавторстве с Джоди Лин Най.
Действие происходит в период, когда Скив решил временно отойти от дел, чтобы продолжить обучение магии.
Как все мы знаем, при возникновении сложных ситуаций Скив никогда не стесняется обратиться за советом к более старшим и опытным друзьям... но поступает потом всегда по-своему!
Я сосредоточил взгляд на пламени свечи. Заставив себя себя расслабиться, я потянулся и аккуратно обернул мой взгляд вокруг него. Пламя не колыхнулось. Наоборот, как мне показалось, оно стабилизировалось и выросло. Двигаясь медленно, я вытянул палец, указав вскользь на объект моего внимания. Затем я выпустил быстрый всплеск ментальной энергии, сопроводив его незаметным жестом с моей стороны, чтобы ускорить движение заклинания. Был крошечный всплеск силы, и пламя вспыхнуло и разгорелось. Замечательно! Я откинулся на спинку стула и позволил себе немного предаться самодовольному самовосхвалению.
- У тебя найдётся минута, Скив?
Я посмотрел в сторону двери. Это была моя помощница с красивыми округлыми формами. По крайней мере, считалось, что она была моей помощницей. Когда она последовала за мной после моего ухода из Корпорации М.И.Ф., она взяла на себя не только ведение домашнего хозяйства и делопроизводство, но и занималась моею жизнью в целом. Замечательный помощник.
- Банни! - Сказал с улыбкой. - Ты должна это увидеть. Входи. Смотри, что я хочу тебе показать.
Непринуждённым взмахом руки я зажег свечу.
- Ну и что? - сказала Банни без всякого впечатления. - Я и раньше видела, как ты зажигаешь свечу. Если я правильно помню, это было одним из первых заклинаний, которому ты научился.
- Ну, не совсем так, - сказал я. - Посмотри на это!
Я вновь обернул мой взгляд вокруг пламени, указал пальцем, и снова выпустил заклинание. Свеча взорвалась, разбрызгав капли горячего воска по всему столу и на стену позади него.
- Я вижу, - сказала Банни сухо. - Ты изучил новый способ устраивать беспорядок. Когда-нибудь ты научишься заклинанию, которое помогает с уборкой. Вот тогда я буду впечатлена.
- Вышло не так, как это должно было сработать, - запротестовал я. - Я сделал это совершенно правильно, прежде чем ты вошла.
- В таком случае, что это было? - спросила она.
- О, это новое заклинание, оно было в моём последнем письме с заданиями из Института Магии Извра, - сказал я. - Это магический способ потушить пламя. Оно оказалось не слишком трудным, так что я вожусь с ним в перерывах, когда я работаю над другими упражнениями.
- Магический способ потушить пламя, - повторила она медленно. - Это действительно намного лучше, чем просто задуть свечу?
- Это всего лишь упражнение, - сказал я, защищаясь. - Кроме того, если у меня получится выполнять его достаточно хорошо... Я не знаю, может быть, я мог бы потушить целое горящее здание.
- Пффф! - Сказала она, и я понял, что потерял свой главный аргумент, когда мы даже ещё не начали спорить .
- Во всяком случае, что ты хотела? - Это старая уловка. Если вы в чём-то сомневаетесь или возникли какие-то проблемы, всегда лучше сменить тему. Иногда это работает .
- Я просто хотела сказать - я думаю, ты должен взглянуть на Лютика.
- Лютик? Что он натворил? - Лютик был боевым единорогом, и я его вроде как унаследовал в самом начале моей карьеры. В то время как он не настолько склонен шалить или ломать вещи, как Глип, мой дракон, тот всё же оставляет ему много места для всяких мелких неприятностей.
- Я ничего не знаю, - сказала Банни. - Он просто не выглядит таким веселым, каким он бывает обычно. Мне кажется, он чем-то расстроен.
- Может быть, он просто стареет. - Я понял, что знаю о продолжительности жизни единорогов еще меньше, чем об их недугах. - Я взгляну на него.
Мы в настоящее время базируется в здании, бывшем раньше старой гостиницей. На самом деле, небольшая часть моей истории связывает меня с гостиницей ещё до моего нынешнего переселения сюда. Когда я впервые очутился здесь вместе с Аазом, эта гостиница была штаб-квартирой нашего противника на тот момент, некоего Иштвана. После того, как мы успешно победили его и отправили бродить по измерениям, Ааз и я использовали её в качестве нашей собственной базы, до момента нашего последующего переезда в Поссилтум, и в конечном итоге на Базар-На-Деве. Казалось естественным вернуться сюда, когда я вышел в отставку и искал тихое место, чтобы продолжить своё обучение.
Лютик делил стойло гостиницы с Глипом, хотя чаще они использовали его только для сна. Остальную часть времени они бродили по округе, играя друг с другом и устраивая вышеупомянутые проказы. По крайней мере, это гарантировало, что наши соседи и люди из ближайшей деревни, как правило, старались держаться от нас подальше.
Я не был уверен, что они не носятся по округе, терроризируя население, так как они оба были легки на ногу и в гораздо лучшем состоянии, чем я сам. На мою удачу, он был на месте, когда я достиг конюшни .
- Эй, Лютик! Как дела?
Единорог поднял голову и посмотрел на меня, затем снова понурил её.
Банни была права. Лютик казался очень упавшим духом, а не таким как всегда. Что более важно, его шерсть казалась тусклой и сухой.
- Ты в порядке, парень? Что случилось?
Этот вопрос даже не удостоился второго взгляда.
В иной ситуации я был бы в замешательстве, что мне делать . На этот раз, однако, у меня была идея. Выглянув двери конюшни, чтобы убедиться, что Банни не было в пределах слышимости, я обратился к Глипу, который с интересом наблюдал за этим процессом.
- Глип? Ты не знаешь, что случилось с Лютиком?
Я недавно обнаружил, что мой дракон действительно может говорить, но только отдельными словами. По его просьбе я пока держал эту информацию в тайне от моих коллег .
Глип вытянул шею, чтобы выглянуть за дверь, затем приблизил свою голову к моей.
- Лютик ... грустит, - сказал он.
Дыхание моего домашнего животного было довольно неприятным, что, как правило, заставляло меня отступить на шаг или два, но моё беспокойство сейчас было таким, что я остался на своем месте.
- Грустит? - Спросил я. - О чем?
Глип , казалось, силился найти слова .
- Ты ... не ... использовать... его.
- Не использую его? - Я повторил , пытаясь понять. - Ты имеешь в виду, что он хочет, чтобы я больше играл с ним?
Дракон медленно повернул голову из стороны в сторону в знак отрицания.
- Нет, не ... играть. Ты... не... использовать... его ... для ... боя.
Я медленно начал понимать, в чем была проблема .
Лютик работал с охотником на демонов, когда мы впервые встретились. Охотник, Квигли, вскоре сменил свою деятельность на карьеру мага, оставив единорога со мной. И в то время, как у меня с тех пор были многочисленные и разнообразные приключения, я никогда не привлекал Лютика, чтобы помочь в любом из них, предпочитая справляться с проблемами используя магию. Ну, магия в сочетании с некоторой долей хитрости вдвойне эффективней. Независимо от причины - тот, кто был когда-то гордым боевым животным, был снижен в статусе до обычного домашнего животного... и такое положение ему не нравится.
Это казалось проблемой. Беда в том, что я понятия не имел, как мне поступить.
Для разнообразия, это незнание или отсутствие конкретного плана действий не огорчило меня. Если за время моей разнообразной карьеры до моего выхода на пенсию, я что-то и накопил, то это впечатляющий набор специалистов, большинство из которых, как правило, всегда были рады дать мне совет в областях, где недоставало моего собственного опыта. В данном случае я довольно хорошо представлял, к кому именно мне следует обратиться за помощью.
Когда мы впервые встретились, Большой Джули был командующим самой большой армией, которую когда-либо видели в этом измерении. Невзирая на её внушительные размеры и великолепное управление, в тот раз я выступал на другой стороне. Вскоре после этого он ушел в отставку и поселился на вилле рядом с Королевским Дворцом Поссилтума. Мы не стали близкими друзьями, тем не менее он несколько раз помогал мне и моему коллеге на консультативной основе. Учитывая его опыт, не удивительно, что его советы неизменно были полезными и проницательными. Таким образом, его имя было первым, что пришло мне в голову, чтобы проконсультироваться относительно моей возникшей проблемы с Лютиком.
Как всегда, он был рад видеть меня, когда я зашёл в гости, и мы сразу же предались воспоминаниям о прошедших годах, как старые боевые товарищи... которыми мы вроде бы были. Вино и враньё текли примерно в равных количествах, что делало беседу очень приятной и непринуждённой.[1]
Когда он наполнил наши бокалы ещё одним напитком из его обширного винного погреба, он покосился на меня и подмигнул.
- Так! Достаточно светских бесед. В чем проблема?
- Проблема? - ему удалось захватить меня врасплох.
Я намеревался развивать тему постепенно.
Большой Джули наклонился и похлопал меня по колену рукой.
- Ты хороший парень, Скив, - сказал он. - Я всегда рад , когда ты находишь время, чтобы меня навестить. Тем не менее, ты достаточно занят, и я понимаю, что ты проделал весь этот путь не только для того, чтобы дружески поболтать со старым солдатом. Для меня очевидно, что у тебя есть какая-то проблема, с которой, как ты думаешь, я мог бы тебе помочь.
Немного раздосадованный тем, что я был так легко разоблачён, я рассказал ему о вставшей передо мной проблеме. Как я уже говорил ранее, при всех своих самоуничижительных комментариях о том, что он является всего лишь "старым солдатом", у Большого Джули был самый прекрасный ум в отношении военных дел, что когда-либо встречался мне в этом измерении.
- Боевой единорог, да? - сказал он, подняв брови. - Теперь их редко можно увидеть. Тем не менее, ты можешь быть прав. Как много ты знаешь о боевых единорогах?
- Практически ничего, - вынужден был признать я . - Он мне достался случайно.
- Ну, ты можешь забыть всякие поэтические выдумки про единорогов и девственниц, - сказал отставной генерал. - Единороги - бойцы, их специально воспитывают свирепыми и верными. Они высоко ценятся в определенных кругах, потому что все они имеют иммунитет к магии.
- В самом деле? Я этого не знал.
- Я тоже не слишком часто имел с ними дело до выхода в отставку, но тем не менее, - продолжал Джули. - Обычно они умирают в бою. Почти всё их обучение строится именно на этом, и сражаться - это практически всё, что они умеют. У меня были мужчины в моей команде, такие же, как они. Были солдатами всю свою жизнь и не могут себе представить, что это такое — быть гражданскими лицами.
Я задумчиво кивнул головой. Я думал, что моя проблема с Лютиком была довольно уникальной. Я действительно никогда не задумывался о том, что происходит с солдатами после того как они оставили службу.
- Многие из ребят идут работать в полицию или какие-либо другие службы безопасности в частном секторе. Если взглянуть на эту ситуацию поближе, то они просто сменили одну форму на другую, и всегда готовы сражаться, если ситуация этого требует. Вот поэтому план, который вы придумали - использовать некоторых из этих парней для сбора налогов - был такой хорошей идеей. Это разрешило нашу проблему, что делать с возникшим у нас избытком персонала, после того как королева Цикута решила остановить политику экспансии. Это дало им возможность нового назначения, а не просто их сокращения по окончании срока службы.
Оказывается, что для разнообразия я сделал что-то умное, хотя, должен признаться, в то время я не был осведомлен о всех последствиях своего поступка.
- Так что же поможет мне выяснить, что делать с Лютиком? - спросил я, нахмурившись.
- Ну, мне кажется, тебе нужно найти Лютику какое-нибудь применение, пусть даже если это будет просто учебной тренировкой, - сказал Большой Джули . - Вдвоём мы должны быть в состоянии что-то придумать.
- Учения?
- Конечно . Мы на службе делаем это все время. Планируем военные игры, чтобы войска не слишком застаивались, - он заговорщически понизил голос. - Мы никогда не признаемся в этом, но иногда мы даже сознательно располагаем наши силы слишком близко к противнику... и как бы случайно нарушаем границу. Конечно, они нам отвечают, но к тому времени, когда разберутся в ситуации и будут принесены извинения, парни успевают немного подвигаться, чтобы стряхнуть паутину. Мы могли бы устроить нечто подобное для твоего единорога.
Я встал и отдал должное содержимому наших бокалов. На самом деле я больше не хотел пить вино, просто это дало мне несколько минут, чтобы обдумать то, что сказал Большой Джули. Что-то в этом предложении было мне не по душе.
- На самом деле я не думаю, что поступлю именно так, - наконец сказал я, покачав головой. - Я ценю твой совет, Большой Джули, и это дало мне пищу для размышлений, но я думаю, что попробую какой-нибудь иной способ.
- Что ты имеешь в виду?
- Ну, вместо подыскивания какого-нибудь конфликта, чтобы Лютик смог почувствовать себя полезным, - сказал я, тщательно подбирая слова, - я думаю, то, что мне нужно сделать - это потратить некоторое время на повторное его обучение.
Большой Джули склонил голову .
- Переобучение его для чего?
- Я действительно пока ещё не знаю. - Я вздохнул . - Как ты сказал, хотя это мне не приходило в голову, как это не печально, но всё, что Лютик умеет делать - это сражаться. Самое важное, что в его понимании ему предназначено быть только бойцом. И вместо того чтобы постараться усугубить эту проблему, я думаю, мне следует приложить усилия, чтобы попытаться помочь ему изменить своё амплуа.
Генерал в течение нескольких секунд пристально смотрел на меня.
- Я никогда не спрашивал тебя, Скив, - сказал он наконец. - Почему всё-таки ты ушёл в отставку?
- Я? - переспросил я, застигнутый врасплох переменой темы. - Мне захотелось уделять больше времени изучению магии. Я заработал репутацию опытного волшебника, но в действительности я могу делать не так уж много. Так?
Джули издал насмешливый звук.
- Можно подумать, мир нуждается в большем количестве магов, - сказал он . - Но, как я понимаю, работы едва хватает для тех, что у нас уже есть. Это немного задело меня.
- Теперь я буду знать, что вы, армейские типы, думаете о магах и магии, Биг Джули , - сказал я немного натянуто, - но это моё предназначение.
- Ага, - сказал он. - Как сражения для Лютика.
- Как это понимать? - нахмурился я.
- Ты должен прислушиваться к себе, Скив, - сказал генерал, покачав головой. - Ты сказал, что твоим единственным достоинством для окружающих является твоё умение пользоваться магией. При этом ты сам признаёшь, что знаешь не так уж много. Ты действительно всё ещё полагаешь, что именно поэтому ваша старая команда тебя уважала и следовала твоему примеру? Или ты думаешь, что и я в конечном итоге выбрал профессию военного, потому что я грубый, жестокий, непобедимый боец?
Это действительно дало мне повод для размышлений. На самом деле я никогда так не думал, одного взгляда на его хрупкое телосложение, с учетом возраста, не оставляло сомнений в том, что произойдёт, если Большой Джули вздумает состязаться с кем-нибудь из знакомых мне тяжеловесов, таких, например, как Гвидо или Хью Плохсекир.
Он наклонился ко мне .
- Нет, Скив. То, что ты только что придумал - лучшее, что может сделать человек для своего друга... в данном случае, твоего единорога... а это редкий талант. Для меня это является гораздо более ценным, чем любые новые магические трюки, которым ты можешь научиться. Мир нуждается в большем количестве людей, способных мыслить подобным образом.
Возможно, кто-нибудь и когда-нибудь и говорил что-то более хорошее обо мне, но если это и так, то этого не сохранила моя память.
- Так что же именно ты предлагаешь мне сделать? Выйди из отставки?
- Что именно? - он улыбнулся и подмигнул мне. - У меня нет ни малейших представлений. Это ты у нас мыслитель, вот сам и подумай об этом. Может быть, в то время как ты будешь работать над самоопределением Лютика, ты сможешь немного позаниматься и своим собственным?