Способ выжить в сегодняшнем мире

В дверь постучали.

Десять вечера. Звук раскатился по тесной квартирке от угла до угла. Но в комнате висели густые сумерки, и на стук никто не ответил.

Это, впрочем, не означало, что дома никого нет. Хозяин квартиры, двадцатисемилетний Томохико Ямасита, лежал на простенькой кровати, закрыв глаза. Он не спал. Хотел бы заснуть, но не мог. Слишком много тяжелых мыслей обуревало его.

Стук повторился. Но Томохико не отозвался и даже не повернул головы к двери. Если кто-то пришел по делу - подаст голос и представится. Если же нет, то и отзываться нет никакого смысла.

Больше стучать не стали. Видно, решили, что дома никого нет, и убрались восвояси. Ну и слава богу, подумал он. Видеть никого не хочу.

Он нашарил рядом с собой сигареты, закурил. Прежде чем погаснуть, огонек зажигалки осветил на секунду его лицо. Измученное, робкое, растерянное.

В полумраке не было видно дыма, и табак показался ему безвкусным. Он раздавил сигарету в пепельнице и глубоко вздохнул. Так, словно хотел выплеснуть из груди все накопившееся отчаяние.

Тут-то все и случилось.

Сначала гулко задрожало окно. Изумившись, Томохико вгляделся в полумрак, но ничего не увидел.

- Ветер, что ли? — пробормотал он.

Но окно продолжало дрожать, пока не раздался легкий треск осторожно отворяемой рамы. Судя по всему, кто-то забирался в квартиру.

Томохико напрягся. Момент, когда стоило подать голос, он уже упустил. Если крикнуть теперь, может случиться что-то непредсказуемое. Все, что ему оставалось, — это затаить дыхание и наблюдать за происходящим.

Желтый луч карманного фонаря, разрезав густые сумерки, начал ощупывать комнату. Вскоре он добрался до кровати, выхватил из темноты фигуру Томохико, и хозяин фонарика вскрикнул от удивления.

- О, черт! Эй... Ты что, больной? Или помер?

Щурясь от яркого света, Томохико ответил:

- Жив-здоров. Но лучше бы я был болен. Душа у меня мучается. Так, что хочется умереть. Кто б ты ни был, оставь меня, ради всего святого!

- Ну и нора... — проговорил неизвестно кто. — А я думал, тут нет никого... Я - грабитель. Не вздумай подымать крик. Выкладывай деньги и драгоценности, быстро! Не видишь, что у меня в руке?

Незваный гость проговорил все это нервной скороговоркой. И услыхал совершенно спокойный ответ:

- Что ты там держишь - в темноте не видать, но рук задирать я не буду. У меня просто не хватит сил. Может, я свет зажгу?

- Погоди! Так меня с улицы увидят. Сперва я задерну шторы... А ты смотри не дури!

Грабитель задернул шторы, Томохико включил торшер. Пространство у кровати озарилось тусклым сиянием, и хозяин наконец-то увидел грабителя. Им оказался крепкий мужчина примерно одного возраста с Томохико. Лицо скрыто черными очками; что оно выражало - толком не разглядеть.

В руке он держал острый нож, целясь кончиком в небеса. Томохико побледнел и, стараясь не глядеть на лезвие, дрожащим голосом произнес:

- Убери, умоляю! Не могу больше на это смотреть... Я буду вести себя тихо, только давай без ножа!

- Это можно, — согласился грабитель. — Но тогда я тебя свяжу.

Достав из кармана веревку, он связал Томохико. Так проворно и ловко, будто всю жизнь только и делал, что вязал людей по рукам и ногам.

- Ищи где хочешь, — подал голос Томохико, — но ничего ценного в доме нет.

- Что есть, чего нет - это я сам решу, — усмехнулся грабитель. — Или ты думаешь, после этих слов все грабители послушно поворачиваются и уходят?

Сговорчивостью грабитель не отличался. Голос его звучал низко и устрашающе. Видно, обчистил уже немало домов. Подойдя к платяному шкафу, он начал распахивать ящик за ящиком.

- Одежду можешь хоть всю забирать, — сказал Томохико. — Там, кстати, и фуросики есть; можно вещи в узел связать.

- Смотри, какой добренький! Самого себя грабить помогаешь?

- Да ладно... Чего уж тут хорохориться.

- Где ты видел, чтобы грабители бегали по ночным улицам с узлом за плечами? В детских комиксах? Молчи уж лучше, пока я работаю!

Грабитель проверил, нет ли чего на шкафу, обшарил взглядом книжную полку. Словно эксперт, проверяющий качество товара на глаз. Томохико старался молчать, как велели, но любопытство взяло верх над осторожностью.

- И что же, — спросил он. — Ты этим всю жизнь занимаешься?

- Ну, в общем, да...

- И как, удачно?

- До сих пор еще ни разу не попадался. У меня все по плану. Сначала вычисляю квартиру с темными окнами. Стучу. Отзываются - сочиняю какую-нибудь отмазку и сваливаю. Не отзываются, — значит, квартира пустая. Как раз то, что надо.

- Ах, вон как... Так это ты стучал?

- Забираюсь обычно через окно, — продолжал грабитель, пропуская вопрос мимо ушей. — Подпираю дверь изнутри каким-нибудь стулом. Даже если хозяин вернется, хватит времени убежать...

Он говорил таким уверенным тоном, что Томохико невольно заинтересовался.

- Да уж... И правда, все продумано. Ну, а если, не дай бог, попадешься?

- Если все время об этом думать, — не получится ни черта! В любом бизнесе так, разве нет?

- Пожалуй, что так... — кивнул Томохико. — Смотри-ка, сколько в тебе уверенности. Аж завидно.

В голосе грабителя вдруг проступило сочувствие. Если бы не черные очки, наверняка оно читалось бы и в его взгляде.

- Характер у тебя ни к черту, как я посмотрю. Слишком любишь унывать. Это никуда не годится. Ну, настрадался ты в жизни. И что с того? В наше время все, что нужно человеку для выживания, — это крепкие нервы, вера в себя и предельная активность.

- М-да... Хотел бы и я так научиться! — вздохнул Томохико. — Сам постоянно об этом думаю.

- Научишься, какие проблемы! — подбодрил его грабитель. — Характер человека - это не то, что он от других получает. Можно и переделать себя, если постараться. Выстроить себя заново по кирпичикам... Кто это, кстати, загнал тебя в такую депрессию?

Томохико открыл было рот, но запнулся. Помешкал немного - и наконец решился.

- Женщина... — выдавил он через силу. — Все из-за бабы. Как дальше жить - просто не представляю.

- Можешь не объяснять. Ну что ж - значит, такой у тебя характер. Вот она и бортанула тебя по полной программе. Так или нет?

- Да уж. Послала так послала. Дескать, нет у меня ни будущего, ни денег... Стерва!

Томохико не на шутку разволновался. Но грабитель, сокрушенно пощелкав языком, вернул разговор в прежнее русло.

- Так я и думал... И правда, ничего ценного. Экий ты бедолага!

- В кармане пальто - ручка с золотым пером, — отозвался Томохико. — В ящике стола - квитанция из ломбарда. Это все, что имеет отношение к деньгам.

- Тьфу, черт! — покачал головой грабитель. — Что у тебя за жизнь? Сплошной мусор какой-то...

Он исследовал стол, увидел на нем какой-то блестящий предмет, сграбастал, поднес к глазам. То была серебристая рамка с подставкой для фотографии.

- Ах да, — спохватился Томохико. — Совсем забыл. Это чистое серебро. Можешь забирать. Только фотографию выбрось. Смотреть на нее не могу, вот и храню лицом вниз.

Грабитель повернул фотографию к свету.

- Эту штуку красть смысла нет. Никто не купит... Так вот, значит, кто тебе сердце разбил? И правда, стервозная баба.

- Да уж. Вот только сообразил я это не сразу. А когда сообразил...

- Все ясно! — прервал его грабитель. — Я, конечно, не за тем сюда притащился, чтобы слушать твое нытье. Но если честно - от твоей болтовни просто зубы сводит. Слишком ты, брат, рассопливился! Возрасту мы с тобой примерно одного, так? Только я, чтобы выжить, каждый день голову напрягаю и телом двигаю будь здоров. И заработанные деньги расходую по уму.

- Хорошо тебе... И что? Ни о чем потом не жалеешь? И совесть не мучает?

- А чего о прошлом жалеть? Что сделано, то сделано. Сколько потом ни кайся - все равно ничего не изменишь... Опять же, завтра будет завтра. Загадывать тоже никакого смысла нет. Да может, завтра упадет водородная бомба, или шарахнет землетрясенье, или авария на дороге случится...

Грабитель разгорячился.

- Или воры в дом заберутся? — усмехнулся Томохико ему в тон.

- Не перебивай, — отрезал грабитель. — Я это к чему? Надо жить сегодняшним днем! Вкладывать в него все силы - и наслаждаться, ни о чем не жалея. Это - единственный способ выжить в нынешнем мире.

- Я тебя понял! — воскликнул Томохико. — Да, разогнал ты мне кровь по венам... Что ж. Попробую жить, как ты говоришь. А то, понимаешь, лежу, страдаю. Как дальше быть - вообще без понятия... Что бы я делал, не вломись ты ко мне? Послали же боги грабителя!

И тут...

В дверь постучали. Грабитель вздрогнул и снова принял боевую стойку.

- Это еще кто?

- Откуда я знаю? — пожал плечами Томохико. — Не откроешь - не поймешь.

- Давай-ка ответь им, как положено. Пускай убираются восвояси... Только без глупостей!

Грабитель сунул руку в карман и стиснул пальцами рукоятку ножа.

- Кто там? — крикнул Томохико. — Что вам нужно?

- Извините, что поздно, — послышалось из-за двери. — Полиция!

Услышав это, грабитель переменился в лице и быстро, горячо зашептал:

- Это засада! Ты что, сдал меня фараонам?!

- Каким образом? — развел руками Томохико. — Здесь ни телефона, ни сигнализации!

- Ладно... Тогда я сматываюсь. Пока!

- Бесполезно! Думаешь, они за окнами не наблюдают?

Грабитель выглянул из-за шторы на улицу, заметил фигуру полицейского и в отчаянии заметался по комнате.

- Поздно... А, ч-черт!!

- Можешь спрятаться в шкафу, — предложил Томохико. — А я им голову заморочу.

- Тоже мне добрячок! — зашипел грабитель. — Ищи дурака... Чтобы ты сдал меня полиции на руки? Ну, нет! Лучше уж я буду вырываться, пока не убегу.

- Что за чушь! Хотя ладно. Не доверяешь людям - дело твое... Давай тогда наоборот: я спрячусь в шкаф, а ты откроешь дверь и сделаешь вид, что ты - это я. Что тебя зовут Томохико Ямасита. Как тебе такой план?

Томохико так понравился собственный план, что глаза его засияли.

- Вот это другое дело, — согласился грабитель. — Только с чего это ты такой добренький? Аж тошнит...

- Но ты же у меня ничего не взял. Даже наоборот: научил, как жить дальше. Разве не так?

Грабитель кивнул, вытащил из кармана нож и разрезал веревки, которыми связал Томохико. Из-за двери послышался раздраженный голос:

- Полиция! Немедленно откройте, или мы откроем сами!

Томохико забрался в шкаф. Грабитель снял очки и направился к двери.

- Простите, замешкался... Уже открываю!

Он открыл дверь. За порогом стояло трое полицейских в полной боевой готовности.

- Здесь проживает господин Ямасита? — спросил один.

- Да, это я, — ответил грабитель, тщательно подбирая слова. — Спасибо за службу в столь поздний час... Вы, наверное, ищете грабителей? Но у нас, как видите, все в порядке...

Он старался звучать уверенно, как и подобает человеку, живущему спокойной, размеренной жизнью в этой квартире. Но полицейский нахмурился.

- Что ты мелешь? А ну, не валяй дурака! Мы пришли за тобой. На берегу найден труп женщины. Ее зарезали ножом. Расследование показало, что в последнее время ее преследовал человек по имени Томохико Ямасита.

- Что? Убийство?! Здесь какая-то ошибка... Во-первых, я не Томохико Ямасита!

- Тогда какого черта ты им назвался? И что делаешь в его доме?

- Я, э-э... Сейчас объясню...

- Нечего объяснять! Собирайся. Все жалобы изложишь в участке.

Грабитель сорвался с места и попытался бежать. Но три пары сильных рук скрутили его. И тут из кармана выпал нож.

- Орудие убийства при нем! — сообразила полиция. — Прекрасно. Значит, квартиру можно не обыскивать.

Щелкнули наручники, и грабителя увели.

Когда все ушли, Томохико вылез из шкафа и, убедившись, что в доме никого нет, с облегчением забормотал:

- Ну вот! А я как раз мучился, не сдаться ли с повинной. Все-таки я убил эту стерву, пускай и в состоянии аффекта... Слава богу, явился умный человек, научил, как выжить в сегодняшнем мире... А ведь он прав. Вот оно! Вкладывай силы в каждый миг жизни. Что бы ни натворил - не жалей о содеянном. Не загадывай ничего назавтра. Беги, пока бежится. Наслаждайся жизнью на всю катушку. И будь что будет...

C просветленным лицом Томохико переоделся и, радостно улыбаясь, вышел из дома.

Перевод с японского

ДК © 2004