Крики с берега

fb2

Рассказ Елены Кршижановской «Крики с берега» был опубликован в журнале «Костер» № 7 в 1961 году.

Мы с Володей совсем одинаковые. И почему так все вышло, не понимаю…

Познакомились мы весной на стадионе, когда оба поступали в гребную секцию. А на медосмотре выяснилось, что мы одинаковые. Рост у нас один и тот же, до одного сантиметра. И вес. У меня только на сто граммов больше. Оба мы сильные, и доктор сказал, что здоровье у нас отличное, каждый позавидует.

Кто-то даже принял нас за братьев. Вот тут я возмутился. Володька смешной какой-то, рыжеватый, нос кверху задрался, а ноги длиннющие, как у цапли. Нет уж, одинаковые у нас только рост и вес. А в остальном ничего похожего.

Спортивные дела у нас пошли неплохо. Хвастаться не буду, скажу только, что было на самом деле. Мы с Володей первыми из нашей группы получили право тренироваться на одиночке.

Я долго выбирал байдарку и наконец решил, что лучше всех «Нептун». У нас в клубе лодки не под номерами, как это бывает в других местах. У каждой есть свое название.

Но тут я узнал, что Володя будет тренироваться на «Балтике». Я посмотрел — байдарка лучше моей, совсем новенькая, блестит. Почему это у Володи должна быть хорошая, а у меня плохая?

— Знаешь, Володя, — говорю ему, — я уже давно присматривался к «Балтике», хотел ее взять. Если тебе все равно, поменяемся? Я отдам тебе «Нептун».

— Мечтал взять? Что же ты так долго раскачивался? — спросил Володя и потер кулаком подбородок.

Я только вздохнул, как можно грустнее, и потрогал корму Володиной байдарки.

— Ладно, Коля, бери. Раз мечтал всю жизнь, — сказал он.

Ну и пускай смеется, а лодка-то моя. И правда, почему это у Володи должна быть самая лучшая байдарка?

В кладовую нашего стадиона привезли замечательные костюмы. Я сразу побежал и купил, а потом в раздевалке стал примерять. До чего удобный! Нигде не жмет, не тянет.

Здорово! Я в этом костюме похож на какого-нибудь чемпиона. В раздевалке никого нет. Надо пойти, показаться ребятам.

А почему никого нет в раздевалке? Я посмотрел на часы — опоздал! Каждый раз мы начинаем занятия с общей подготовки: бег, прыжки, метание снарядов. Не скажу, что мне все это нравится, но я ни разу не пропустил, знаю, как полезна такая разминка перед тренировкой.

Я вышел из раздевалки в плохом настроении. Но все оказалось не так страшно. На реке наших лодок было еще мало, ребята толклись возле эллинга. И я успел как следует размяться, сделать хорошую пробежку вокруг футбольного поля.

Пока шел на водную базу, я все любовался цветом своего нового костюма. На солнце он ярко-синий. Ребятам понравится.

Но никто не обратил на меня внимания, все слушали Володю. Он болтался в своей лодке возле бона и показывал, как набирать скорость, делать повороты, ну и всякие там штуки.

А я-то думал, что Володька уже давно сам тренируется вовсю. Часы-то наших занятий уходят. Правда, тренера куда-то срочно вызвали, но ребята могли его подождать, ничего страшного.

Я уже спустил на воду свою «Балтику», и тренер успел вернуться, а Володя все возится с ребятами. И еще того хуже: вышел на бон и стал что-то объяснять Гошке.

Уж этот Гошка! Горе одно. Сам тренер чуть не плачет от этого парня. Верно, что Гошка способный, но недисциплинированный до невозможности. И вечно шута из себя корчит. Противно смотреть.

И зачем Володька с ним возится, не понимаю. Вообще Володя и не глупый, кажется, а ничего не соображает. Ведь на соревнованиях честь нашего клуба придется защищать мне и Володе, а не Гошке.

Но в общем этим днем я остался доволен. Во-первых — костюм, а главное — я показал хорошее время на тренировке. Даже тренер хвалил меня.

Перед осенними соревнованиями я тренировался, не пропуская ни одной свободной минуты. Володя тоже много работал, но, бывало, и отвлекался. То руль какой-то чинит, то девчонке поможет лодку в эллинг снести.

А то вот еще какой чепухой занялся. Раз как-то начали мы готовиться к тренировке, смотрю — весло поцарапанное. Я к тренеру. Он говорит: это не имеет значения. Как же так, не имеет? Я заспорил, потребовал хорошее весло. Пока все наладил, Володя ушел на байдарке вниз по реке.

Куда же он делся? Искал я, искал и наконец заметил его за островком. Сидит Володя в байдарке у самого берега, держится за ветку ивы, чтобы течением не снесло, перегнулся и смотрит в воду.

— Что ты там нашел? — крикнул я.

Володя вздрогнул даже. Видно, задумался и не слышал, как я подошел. Он ничего не ответил и продолжал смотреть вниз. Я стал рассказывать, как скандалил с тренером насчет весла.

— Тише, — поморщился он. — Не мешай слушать.

— Так я же говорю тебе, слушай, — ответил я и продолжал рассказывать.

— Да не тебя слушаю, — помолчи хоть минутку.

— Что же ты слушаешь? — удивился я. — Карманный приемник тут, что ли?

Вот смехота! Еле добился у него, в чем дело. Оказывается, он слушал, как вода плещется о борт лодки. Говорит: люблю этот плеск слушать. Нашел занятие!

Он покраснел, когда я поднял его на смех, и начал как бешеный грести к стадиону. Я шел сзади и наблюдал за его байдаркой. Ходкая, прямо здорово. Напрасно я поменялся с ним…

Как только мы вернулись, я сказал Володе:

— Знаешь что? Я передумал. Отдай мне «Нептуна» и забирай свою «Балтику» обратно.

— Еще что выдумал! Я уже привык к «Нептуну». Скоро соревнования, не могу я в новой лодке… Сам же хотел менять.

— Хотел, а теперь расхотел.

В конце концов я добился своего. Видно, не зря Володька цеплялся за «Нептуна». Замечательная байдарка! Я так пристал к Володьке, что он махнул рукой и отдал ее мне.

Наконец-то день соревнований! Я пришел на стадион, когда уже почти все наши собрались. Рано утром сбегал подстригся, потом — в душ. Под новым тренировочным костюмом у меня был надет тоненький белый свитер. В общем, не стыдно хоть в каком угодно соревновании участвовать.

А Володька-то! Его тренировочный костюм выгорел, штаны на коленях вытянулись. Ну и герой! Ладно, что вихры свои рыжие кое-как пригладил.

Народу масса. Как на большом празднике. Вот диктор и секундометристы уже забрались на вышку. Тренер наш волнуется, точно ему выступать. Володя тоже какой-то ошалелый. Носится, кому-то весло тащит, в лодку помогает сесть. Суется куда не просят и устанет до того, как сядет в лодку.

Вот и наш заезд. Я иду первой водой, Володя — второй, потом Гошка и еще пять байдарок. Всего восемь человек. Все-таки Гошку допустили к соревнованиям. Пускай спасибо скажет Володе, который его натренировал.

Ребята все в нашем заезде сильные. Но я даже не волнуюсь: знаю, что приду первым. Володька набегался, весь красный, устал. А остальные все же слабее…

Хорошо, что я отобрал у Володи «Нептуна». Вода тихая, ветра ни капли. Тоже хорошо. В воде я всегда начеку — чтобы не перевернуться. Неприятное это дело, кувыркаться в воду. Даже странно, что я совсем не волнуюсь… Как Володька, интересно? Он смотрит прямо вперед, замер неподвижно, точно снимается у фотографа. Ого! Волнуется, хочет выиграть. Мало ли что хочет. Не выйдет…

Старт у моста. Я взглянул наверх. Ух, сколько народу. Но наших не видно, они все на берегу, на стадионе, у финиша. Будут встречать.

Вот уже стартер выравнивает наши лодки, покрикивая с катера. Я снова взглянул на Володьку. Он поправляет на груди номер, прикрепленный к майке. Я тоже поправил свой. А холодно в майке, дрожь берет. Скорей бы…

Ракета! Вперед! Взял старт хорошо. Только бы не отклониться от своего курса… Где остальные? Оглянуться нельзя — потеря темпа.

Вперед, вперед, спокойно, только не волноваться, не сбиться с темпа. Вот уже виден наш стадион. Сколько там народу, на правом берегу! Все на меня смотрят. Крики слышно, не разберу, что кричат, еще далеко.

Это здорово, что болельщики кричат на состязаниях своим любимцам. Подбадривают. Я все же не выдержал, оглянулся. Володька отстал метров на десять, а Гошка — прямо за ним, висит у него на корме.

Вперед, вперед, нагнать потерянные секунды. Финиш все ближе. Крики все громче, громче.

— Володька, давай, давай!

— Володя, Володя!

И хором:

— Во-ло-дя! Во-ло-дя!

А я? А меня? Ведь я же первый иду! Хоть бы один голос крикнул мое имя. Я так разволновался, что чуть не выронил весло, и лодка покачнулась. Но нет же — вперед, вперед! А с берега продолжали кричать.

— Во-ло-дя!

За спиной шум весел. Вот и нос Володькиной байдарки. Я скосил глаза — вот и рыжие Володькины вихры. Я взял дыхание и напряг все силы…

Мы с Володей совсем одинаковые: рост, вес, и тренировка была одна и та же. Пожалуй, я даже больше тренировался. И почему Володька выиграл соревнования? Может быть, лодка виновата? Напрасно я поменялся с Володькой…