В своих стихах Владимир Фирсов многотемен. Среди них — и гражданственные стихи в их прямом и многогранном значении, и стихи о вечно юной природе, столь близкой и дорогой русскому сердцу, и стихи о настоящей, можно сказать, о солнечной любви, такой редкой в нашей поэзии. В стихотворении «Два солнца» поэт говорит о любви, как о благодатном свете.
Владимир Иванович Фирсов
Издательство "Художественная литература"
Москва, 1973
О стихах Владимира Фирсова
В нашей литературной печати время от времени затеваются дискуссии о гражданственности поэзии. И уже выработался определенный шаблон этих споров. Один поэт начинает утверждать, что гражданственность — это прежде всего стихи на общественные темы, о наших болях и нерешенных проблемах. В нужных местах следуют удачные и неудачные цитаты из таких стихов. Другой поэт, ссылаясь на удачные стихи о природе, любви и красоте, полемически спрашивает: «А это что, не гражданственные?». Обычно в таких спорах редко связываются общие узлы, и каждый поэт выходит из них со своим собственным багажом.
На мой взгляд общий узел состоит в том, что настоящий гражданский поэт не может сформироваться без высоких идеалов красоты — природы, любви и вообще человеческих отношений. Но на пути к этим высоким идеалам поэт-гражданин не может не увидеть малых и больших помех. Природа, если человек не очень ее портит, — категория почти вечная, любовь — тоже не годовая мода. Защищая свои идеалы, поэт-гражданин не может успокоиться только на вечных картинах природы и чувстве любви. Сами идеалы обязывают его не только отрицать и устранять помехи, но и утверждать те социальные завоевания, за которые пролили кровь уже многие поколения. При этом в оценке добра и зла поэт должен выбрать достаточно высокий критерий. У Владимира Фирсова таким критерием является Родина.
Несколько лет назад, составляя его книгу для молодогвардейской «Библиотечки избранной лирики», я намеренно отдал большее предпочтение тем лирическим стихам, в которых наиболее полно, наиболее задушевно выражено чувство природы, чувство любви и красоты, таким как «Крыло зари смахнуло темноту…», «Зря не ревнуй…», «Я рассветной дорогою мимо речки иду…», «Время спать. Но я опять не сплю…» Эти стихи были способны расширить и оспорить то представление о поэте, которое пыталась внушить критика. По ней, Фирсов — поэт сугубо гражданской, точнее полемично-гражданской темы. Казалось бы, хорошо, что критика заметила чуть ли не главную черту его творчества, но, упуская из поля зрения стихи, названные мной выше, она с большой легкостью упрекает его в прямолинейности и прочих грехах, а между тем в лучших своих стихотворениях Вл. Фирсов тонок в наблюдениях жизни.
Да, Владимир Фирсов полемичен. Даже в стихотворении о соловье, погибшем от удивления и восторга жизни, поэт сумел сказать: «Был соловей типичный ‟лакировщик”, поскольку он восторга не скрывал. Полемичность всегда была в лучших традициях русской классической и советской поэзии. Но полемика полемике рознь. Есть такая, что ее не поймешь, из-за чего сыр-бор разгорелся. А иной поэт придумает себе противника и спорит. Придуманного оппонента легко победить. Вл. Фирсову в подобной выдумке нужды не было. Казалось бы, споры носили литературный характер, но за ними стояли жизнь, и они получили широкий общественный резонанс. В свое время группа молодых поэтов начала выдвигать на первое место лирического героя-скептика, ошеломленного жизнью, а вернее, испугавшегося жизни. Вл. Фирсов был одним из тех молодых, кто встретил такого «героя» в штыки. В одной из своих многих поэм, посвященной защитниками наших границ, он сказал с горькой иронией:
В связи с этим мне хочется сказать несколько слов о стихотворении «На родине», представляющем в этом сборнике стихи гражданской темы. Вот его содержание. Старый профессор, «расщепляющий атом», приехал в родную деревню погостить, потому и приехал, что его время идет к смерти. Но беспокоит старого профессора не смерть, а будущее науки. Прощаясь с мужиками, он говорит: «Сыновей, мужики, присылайте в науку. Мы без них пропадем, мужики!»
После таких жестоких слов легко заподозрить Вл. Фирсова, как это уже сделала критика, в пренебрежительном отношении к интеллигенции. Но торопиться с таким выводом не надо. Не случайно же при приеме в высшие учебные заведения нынче требуется трудовой стаж. Белоручки в науке не нужны, а старый профессор, видимо, повидал их достаточно.
В своих стихах Вл. Фирсов многотемен. Среди них — и гражданственные стихи в их прямом и многогранном значении, о котором я говорил вначале, и стихи о вечно юной природе, столь близкой и дорогой русскому сердцу, и стихи о настоящей, я бы сказал, о солнечной любви, такой редкой в нашей поэзии. В стихотворении «Два солнца» поэт говорит о любви, как о благодатном свете:
Есть у Вл. Фирсова еще одна заветная, можно сказать, ствольная тема, которой подчинены все другие, — Россия, земля отцов. Из поэтов его поколения он наиболее последователен в ее разработке. В его стихах Родина предстает как в ее великом прошлом, так и в не менее великом настоящем. Она первой совершила Октябрьскую революцию, она дала миру Ленина, она стала цементирующей силой наших народов. За этой короткой формулой стоят судьбы людей, о которых и пишут поэт с открытым сердцем сына.
Тема России в конкретных судьбах ее сынов особенно сильно прозвучала в поэме «Республика бессмертия», посвященной ратному подвигу рядового Василия. Перед нами в поэме — ряд ярких картин мужества и отваги героя, до капли преданного Родине. Но поэт говорит не только о подвиге Василия в Отечественную, но и о нынешнем поколении, потому что подвиги не умирают, они живут и сегодня. В поэме несколько плачей матери о сыне, но среди них есть и плач по Гагарину. Этим самым поэт подчеркивает, что все подвиги во имя Родины и ее славы равны и одинаково бессмертны во времени.
Конечно, у поэта Вл. Фирсова есть и недостатки, но в данном случае в задачу входило представить его тем, чем он сегодня интересен. В предисловии к одной из ранее вышедших книг я писал о нем, что поэт еще молод, и весь в развитии. Сказать, что он еще молод, уже нельзя, но сказать, что он в развитии, можно, потому как настоящий поэт останавливаться в своем развитии не имеет права. Возвращаясь к полемичности его стихов, хотел бы заметить не столько в поучение самому Фирсову, сколько в назидание идущим вослед, что слишком большое пристрастие к полемичности таит в себе и некоторую опасность. Увлекаясь темами, навязанными противником спора, можно проглядеть и те, которые давно ждут своего поэта. Вл. Фирсов достаточно зрел, чтобы понимать это. Кроме того, его вынуждают спорить по коренному вопросу жизни и поэзии, что само по себе является гарантией того, что его эти споры не уведут в сторону.
Вас. Федоров
СТИХОТВОРЕНИЯ
* * *
1956
* * *
1957
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
1957
* * *
1958
ВЕЧЕР
1958
ГЛИНКА В ДОРОГЕ
1959
ГУСЛЯРЫ
1959
ЖУРАВЛИ НАД ЕГИПТОМ
1959
ЗА СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ
1959
БАБЬЕ ЛЕТО
1959
* * *
1960
ЗЕМЛЯ... ЗЕМЛЯ
1960
ЗЕЛЕНОЕ ЭХО
1961
* * *
1962
* * *
1962
* * *
1962
ДАЛЕКОЕ
1962
НАБАТНЫЕ КОЛОКОЛА
1962
КОНЦЕРТ
1963
ДУЭЛЬ
1963
ЯЗЫК ЗЕМЛИ
1963
* * *
1963
ПОДСНЕЖНИКИ
1963
ТИХАЯ ОСЕНЬ
1963
СНЕЖНОЕ РАЗДУМЬЕ
1963
* * *
1963
УДИВЛЕНИЕ
1964
* * *
1964
НА РОДИНЕ
1964
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ
1964
ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
1964
* * *
1964
* * *
1964
* * *
1964
ОСЕННЕЕ
1964
СЫНУ
1964
СОЛНЕЧНЫЕ КОЛОДЦЫ
1965
ВЕЧЕРНИЕ ЛУГА
1965
МОНАСТЫРЬ В ДАХАУ
1965
* * *
1965
* * *
1965
ЧУЖАЯ МУЗЫКА
1965
* * *
1965
* * *
1966
ЛИСТОПАД
1966
В КРАЮ СКАЗОК
1966
* * *
1966
ЦВЕТ ЗЕМЛИ
1966
* * *
1966
ЧУВСТВО РОДИНЫ
1967
8 СЕНТЯБРЯ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ
1967
* * *
1967
ЖУРАВЛИ
1967
РАССВЕТ НАД МОРЕМ
1968
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
1968
* * *
1968
О ТЕБЕ
1968
СМОЛЕНСКИЙ РОЖОК
1969
СЕЛЬСКИЙ БЕТХОВЕН
1969
ГЛАЗА ПАМЯТИ
1969
* * *
1969
МЫС КАЛИАКРИ
1969
НА ЧУЖБИНЕ
1969
СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ
1969
* * *
1970
МОИ ПОЭТЫ
1970
* * *
1970
* * *
1970
ДВА СОЛНЦА
1970
ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ
1971
* * *
1971
ОДИН ДЕНЬ
1971
* * *
1971