Опасный шаг

Виталий Савченко

ОПАСНЫЙ ШАГ

Памфлет

В разгар предвыборной кампании Джек Лесли чувствовал себя дирижером огромного оркестра. Только роль дирижерской палочки исполняли поддерживающие его газеты, телевизионные студии и радиовещательные станции. А в роли музыкантов выступали агенты-вербовщики голосов избирателей.

Самым главным и наиболее серьезным своим конкурентом Лесли считал Стива Джебсона - ставленника крупной нефтяной картели. Это был серый волк, знающий все тропы буржуазной демократии.

На сегодняшний день их шансы пройти в Конгресс были равными, и каждый ломал голову над хитроумной комбинацией, которая помогла бы утопить противника.

Утро Лесли начал с пересмотра газет и журналов.

Неожиданно его внимание привлекло объявление, обведенное красным карандашом. Оно помещалось на последней странице газеты "Независимость".

"Доктор Краузе,- говорилось в объявлении,- с помощью изобретенного им "Детектора Правды" берется лечить пациентов от лживости, трусости, жадности и других моральных пороков".

"Очередное шарлатанство-",- подумал Лесли и сердито нажал кнопку звонка.

Вошел секретарь.

- Что это значит, Бен?

- Что именно, сэр?

- Это объявление. Какое отношение оно имеет ко мне?

- Я думал, оно вас заинтересует.

- Какой вздор!

- Мне казалось, это объявление могло бы быть полезным.

- Вы так считаете? - Лесли задумался, что-то взвешивая про себя.

- Отлично,- наконец сказал он.- Отлично, мой мальчик. Немедленно привезите ко мне этого человека.

Когда секретарь ушел, Лесли вызвал к себе редактора газеты "Независимость". Редактор приехал через полчаса.

- Как вы смотрите на это? - без вступления спросил его Лесли, показывая на объявление.

Смит Лоусен прочитал, поморщил лоб.

- Какая-то чепуха,- сказал он.

- Зачем же ваша газета напечатала эту чепуху?

- Мы печатаем все, за что нам платят деньги,- сухо ответил Лоусен.

- Что вам известно о докторе Краузе?

- Ровным счетом ничего. Я не принимаю бредовые объявления. Этим занимаются мои сотрудники.

- Вы не имеете права обижаться,- жестко сказал Лесли,- потому что мой банк платит вам деньги, и немалые. С минуты на минуту здесь будет доктор Краузе. Садитесь, слушайте и наблюдайте!

В динамике, вмонтированном в стол, щелкнуло, и голос Бена сказал: "Доктор Краузе ожидает в приемной".

- Просите,- ответил в микрофон Лесли,- и никого ко мне больше не пускайте.

В кабинет вошел высокий, худой старик в сером поношенном костюме. Лесли сорвался с кресла и бросился ему навстречу.

- Мистер Краузе?! Как поживаете? Я вас ждал с нетерпением, дорогой док! Смит Лоусен,- отрекомендовал редактора Лесли, усаживая старика в глубокое кресло.Он нам не помешает.

Ошеломленный такой встречей, старик молча рассматривал кабинет и время от времени большой жилистой рукой поправлял тесный пластмассовый воротничок.

- Мы вас пригласили сюда, дорогой мистер Краузе, чтобы узнать несколько подробнее о вашем замечательном изобретении.

Лесли устроился в кресле напротив и стал с интересом рассматривать гостя.

Доктору Краузе было за шестьдесят. Узкое лицо, голубые глаза я упрямо торчащий подбородок сразу выдавали в нем немца. Клочки седых бровей, нависающие на глаза, придавали его лицу угрюмое выражение.

- Тридцать лет,-глухо сказал Краузе,-тридцать лет поисков, надежд и разочарований. И вот, когда цель достигнута, когда найдено средство сделать человека чище, красивее, гармоничнее, оказывается, что это никому уже не нужно.

Я истратил на постройку "Детектора Правды" почти все свои сбережения, на объявления уходят последние .деньги, но еще никто не пожелал воспользоваться моим прибором.

- Не нужно смотреть на жизнь так мрачно. Теперь все изменится. Ваше изобретение плюс моя финансовая помощь помогут вам приобрести уверенность и высоко поднять знамя благородной миссии очищения нашей нации от скверны. Не забывайте, вы здесь среди друзей. Не так ли, мистер Лоусен?

Лоусен, не понимая, куда гнет старая лиса, утвердительно кивнул головой.

- А теперь, дорогой док, не могли бы вы нам объяснить принцип действия вашего прибора?

- Я постараюсь рассказать, как работает мой аппарат. Только мне хотелось бы узнать: то, что вы говорили голько что, серьезно?

- Вполне серьезно,- ответил Лесли.- Я обещаю финансовую поддержку и рекламу при условии, что ни один человек до установленного мной срока не воспользуется вашим детектором.

- Хорошо,-согласился Краузе.-Теперь о самом приборе. Вы, наверное, знаете, что человеческий мозг по своему строению во многом напоминает электронную машину. Только его конструкция неизмеримо сложнее и роль ламп в ней выполняют клетки. Миллионы клеток! В радиотехнике известно явление под названием "паразитические связи". Рядом стоящие машины или радиодетали наводят друг на друга индуктивные поля. Эта наводка мешает нормальной работе схем. Мною установлено, что в мозгу происходят приблизительно такие процессы. Нормальный человек не может родиться лжецом, мошенником, вором. Таким его делает окружающая среда, общество, создавшее благоприятные условия для свершения дурных поступков. Совершив однажды такой поступок, человек делает его еще раз, еще... В мозгу возникает центр, руководящий этим поступком. Со временем деятельность этого центра настолько усиливается, что он начинает пагубно действовать (наводить индуктивные поля) на соседние центры, например, каких-нибудь благородных поступков и разрушает их поля. Возникает паразитическая связь. С помощью электромагнитного поля определенной частоты и интенсивности "Детектор Правды" разрушает эти связи, и человек освобождается от моральных пороков.

- А это не опасно? - спросил Лесли.

- Не больше, чем сидеть возле вашего вентилятора.

- Все, что вы здесь рассказали, чрезвычайно интересно. Но прибор должен пройти серьезные испытания. Я решил проверить его действие на себе. Если результаты будут положительными, мы наладим массовый выпуск ваших приборов.

- Это то, о чем я мечтал! - со слезами на глазах сказал доктор Краузе.

- Завтра, перед выступлением по телевидению, я приду к вам. Только не забывайте о нашем договоре. Впрочем, я сам побеспокоюсь,, чтобы он был выполнен.

Распрощавшись с доктором, Лесли легко опустился в кресло. Лицо его расплылось в улыбке.

- Как сработано, дорогой Лоусен? Не дурно, не правда ли? Этот старый маньяк и не подозревает, в какую крупную игру влез?!

Лоусен недоуменно пожал плечами.

- Я что-то плохо соображаю, мистер Лесли! Какое отношение имеет этот сумасшедший со своим бредовым изобретением к предвыборной кампании?

- О-о, мой друг! Я думал, вы давно все поняли. Но если нет, значит, мой секретарь недаром ест хлеб. Слушайте! Я открою вам карты, так как большую часть работы предстоит сделать вашим мальчикам. Они не пожалеют, что взялись за это дело.-Лесли удобнее устроился в кресле.- Так же, как и вы, я не поверил ни одному слову этого доктора Краузе и уверен, что "Детектор Правды" - очередное шарлатанство, рассчитанное на дураков. Но Краузе может нам здорово помочь и своим аппаратом прибавить не одну тысячу голосов.

- Как же это он будет делать? - недоверчиво улыбнулся Лоусен.- Вы-то слыхали: ни один человек не пожелал прийти к нему очистить свою душу от грехов.

- Это то, что нам нужно! Единственным человеком, который ничем не рискует, примет один сеанс очищения своей души и совести, как сказали вы,-Лесли рассмеялся, широко открыв рот,- буду я, Джек Лесли!

- Но зачем это вам?

- Слушайте до конца и не перебивайте! Итак, я буду единственным человеком, который избавится от моральных недостатков, душа которого будет чиста, как у новорожденного. А какой избиратель не захочет иметь в Конгрессе своего депутата с правдивой и чистой душой - депутата, который отстаивает его интересы, не ввязываясь в интриги и не делая свой личный бизнес?!

Старикашка своим "Детектором Правды" поможет нам убедить избирателей, что именно такого депутата они будут иметь в лице Джека Лесли. Теперь вы поняли меня, Лоусен?

- Это замечательный ход, мистер Лесли! Уверен, что полтора миллиона, тираж вечернего выпуска моей газеты город проглотит за полчаса. А кандидатура Стива Джейсона полетит у нас ко всем чертям.

- Не торопитесь, Лоусен, нужно все хорошо продумать и, самое главное, позаботиться, чтобы об этом трубили все газеты и журналы. Чем больше треска, тем лучше. Ну, не мне вас учить, как это делается. Итак, если все ясно, действуйте. Желаю успеха!

Смит Лоусен действительно отлично знал свое дело.

На следующее утро его газеты кричали огромными жирными заголовками:

"Джек Лесли будет самым правдивым человеком на земле!", "Верить можно только кандидату Лесли!", "Шансы Лесли быть избранным-растут!"

Сообщение о "Детекторе Правды" вызвало сенсацию.

Возле дома доктора Краузе собралась толпа. Но даже самым пронырливым корреспондентам не удалось проникнуть внутрь дома. Вход надежно охраняло полицейское оцепление.

В семнадцать часов к дому подъехал шикарный черный автомобиль. Засверкали вспышки фотоламп, затрещали кинокамеры...

Доктор Краузе встретил .Джека Лесли в тесном коридоре.

- Как это понимать, мистер Лесли? Со вчерашнего вечера ко мне никого не пускают. Больше того, эти люди не разрешают мне выходить из дому. Рядом с доктором стояли два здоровенных детектива.

- Не волнуйтесь, мистер Краузе,- ответил Лесли,- все это сделано для вашей пользы. Люди слишком возбуждены необычайностью опыта. Они будут вам мешать своим любопытством. В моем распоряжении немного времени. Может быть, начнем?

Доктор Краузе привел Лесли в небольшую комнату, увешанную всевозможными схемами. Вдоль стен разместились большие металлические шкафы. От них тянулись толстые черные провода к низкому белому креслу, установленному посредине комнаты. На спинке кресла был закреплен шлем, сверкающий в свете ламп, очень похожий на головной убор древневековых рыцарей.

- Это и есть "Детектор Правды",- сказал доктор Краузе, предлагая Джеку Лесли занять место в кресле.В шкафах размещены генераторы и контрольные приборы. Их колебания подаются датчиком, вмонтированным вот здесь,объяснил доктор, туго затягивая на подбородке Лесли ремни шлема.

Лесли вдруг стало страшно. "Может, старик действительно великий изобретатель",- мелькнула мысль.- В таком случае...

- Я начинаю! - прервал его мысли голос доктора.

Что-то сухо щелкнуло за спиной, и где-то низким басом загудел генератор.

Лесли в страхе весь подобрался. Но ничего не произошло. Он все так же сидел в кресле, голову холодили металлические пластинки датчиков, и за спиной продолжал свою монотонную песню генератор.

Джеку надоело сидеть в кресле, и он хотел было крикнуть старику в другую комнату, чтобы тот прекратил комедию, .как вновь раздался сухой щелчок и голос доктора Краузе сказал:

- Вот и все!

- Я вам очень признателен, дорогой док,- говорил Лесли, освобождаясь от шлема.- После этой процедуры чувствуешь себя каким-то обновленным, чистым, добрым.

- Не так сразу,-улыбкой ответил Краузе.-Действие прибора проявляется через два-три часа.

"Обыкновенный мошенник,- с облегчением думал Лесли, выписывая чек для доктора.-Что ж, тем лучше!"

В студии телевидения Лесли в последний раз просматривал тезисы своего выступления. На экранах в это время шел специальный выпуск о великом очищении кандидата Конгресса.

Пробегая глазами строчки выступления, Лесли почувствовал какое-то смутное беспокойство, неудовлетворение написанным.

"Странно, ведь текст писал один из лучших журналистов, выделенный редактором Лоусеном. Здесь в меру обещания, которым никогда не суждено сбыться, в меру нападок на конкурента Джебсона и не так много саморекламы".

Обыкновенное предвыборное выступление. И все жe Лесли казалось, что в нем что-то не так.

- Мистер Лесли! - позвал его помощник режиссера.

Лесли вышел в павильон. Зажмурившись от яркого света ламп, он сел за столик и положил перед собой напечатанный текст.

Оператор возился со светом, направляя на выступающего то один, то другой прожектор. Раньше такая возня раздражала Лесли, но сейчас чувство раздражения уступило место какому-то новому чувству, росшему в груди.

Он сидел, закрыв глаза, и прислушивался, как внутри пего поднимаются теплые радостные волны.

Раздался звонок.

Вспыхнула надпись: "Микрофон".

Лесли открыл глаза и увидел красный светящийся глазок нацеленной на него телекамеры. Тогда сам не сознавая, что он хочет делать, Лесли взглянул в объектив и решительным движением отложил в сторону напечатанный текст.

- Дорогие друзья! Братья! Сестры! - сказал он проникновенным голосом, замирая от острой любви к людям, пронизывающей все его существо.- Я хотел вас обмануть нагло и бесстыдно. Здесь,- Лесли потряс текстом своего выступления,- пятнадцать страниц спрессованной доброкачественной лжи. Но в самый последний момент я опомнился... Не мне быть вашим избранником, проводником ваших надежд и желаний.

Режиссер и редактор передачи переглянулись.

- Что он там говорит? - спросил режиссер.

- Не знаю,- ответил редактор,- в тексте такего нет?

А с экрана на режиссерском пульте неслось:

- Не поддавайтесь на предвыборные трюки. Они существуют только для того, чтобы по вашим головам пролезть в Конгресс и проводить там политику, несущуювойну...

- Это же коммунистическая пропаганда,-взвизгнул режиссер.- Он сошел с ума. Я не хочу лишиться работы. Я прекращаю передачу!

Редактор вызвал по телефону скорую помощь.

Вместо Лесли на экранах появилось растерянное лицо диктора. Он объявил, что по техническим причинам передача прекращается.

Два санитара волокли отбивающегося Лесли.

- Это вы сумасшедшие, вы, вы! - кричал он.- Вы поражены бактерией человеконенавистничества. Не трогайте меня!

На следующее утро в газетах появилось сообщение, что кандидат в Конгресс Джек Лесли неожиданно сошел с ума и находится в психиатрической больнице. Журналисты связывали это с вчерашним опытом в доме доктора. Краузе.

На выборах победил Стив Джебсон.