В один прекрасный день у нас зазвонил телефон, из трубки послышался гулкий, раскатистый голос:
– Здравствуйте, Марина и Сергей! Это Дед Мороз. У меня к вам просьба: вы должны рассказать, кто я такой, откуда появился и правда ли, что я существую.
Мы отложили все свои дела и начали писать эту историю, поведанную нам самим Дедом Морозом.
Вот вам его житие – правдивое от первого слова до последнего!
А ведь были на Земле времена, когда и зимы-то не было! Весна была, и Лето было, и Осень. Только они недружно жили. Вечно спорили о том, чьё сейчас время года. Никто не хотел уступать. И царила на Земле сплошная неразбериха. То холод, то жара, то засуха, то наводнение. Лето солнцу приказывает повыше на небо подняться, сильнее палить, а Осень его облаками закрывает да ещё вниз стаскивает…
Солнце не знало, кого и слушать. То оно быстро по небу прокатится, то встанет и стоит в зените, то вообще не показывается. Бедные деревья не знали, когда почки распускать, когда листья сбрасывать. Цветы не знали, когда цвести, а люди – когда им сеять хлеб и собирать урожай.
Долго это продолжалось. Природа-Мать совсем измучилась. Терпела-терпела, а потом как закричит на всю Вселенную:
– Кто наведёт на Земле порядок, в конце концов? Кто установит нормальный ход времени?
Полная и абсолютная тишина была ей ответом. Ни люди мудрые, ни звери хитрые, ни птицы любопытные – никто не знал. Только одна маленькая синичка знала. Эта синичка жила в том лесу, что подступает с севера к городу Великий Устюг.
Там, в глухой чаще, есть глубокий овраг. На дне этого оврага бьёт студёный ключ с волшебной живой водой. А прямо над ключом – пещера. В этой пещере уже почти целую вечность спал Дед Мороз.
Как он попал туда? Дело было так.
Давным-давно, так давно, что давней не бывает, приполз на устюжскую землю бескрайний ледник. Солнце тогда ещё молодое было, слабое. А когда силы набрало, пришлось леднику уползти обратно к полюсу холода.
Но оставил ледник в излучине рек Сухона и Юг большие гранитные камни. И вот оказалось, что на одном камне, самом большом и твёрдом, лежит и спит, как младенец, крохотный старичок с белой бородой, в шубе и шапке.
Собрались звери вокруг этого камня, слетелись птицы. Стали думать, что делать со старичком.
Думали-думали звери и решили его съесть. Особенно на этом решении волк настаивал, а волка в те времена в лесу уважали. Только собрались дикие звери старичка съесть, как прилетела маленькая синичка и говорит:
– Этот старичок ещё принесёт большую пользу Матери-Природе и всему звериному царству!
Послушались звери маленькую синичку Один волк не послушался.
– А я, – зарычал, – всё равно его съем!
И ам! – старичка за ногу Но не тут-то было! В тот же миг сковал челюсти злого волка ужасный холод. Ни открыть пасть, ни закрыть. Побежал волк, головой трясёт, воет – всё напрасно: онемели челюсти.
Тут звери поняли, что это на самом деле необыкновенный старичок. Взял его бережно медведь и понёс, куда синичка показала – в ту самую пещеру над оврагом с живой ключевой водой. Медведь всё ему заботливо обустроил – мха положил, еловых веток, чтобы хорошо спалось.
Вот почему Дед Мороз – а это был, конечно, он! – в благодарность медвежьему народу наметает зимой в лесу огромные сугробы, где спят, горя не зная, всю зиму медведи. Ведь раньше они были лишены зимней спячки – самого прекрасного времени в жизни медведя: наесться брусники, малины, нагулять за лето жирку, лечь в берлогу и спать! Теперь Дед Мороз медведей охраняет Как только увидит: сугроб над берлогой маловат, – он снега подсыпает А волки ходят-бродят снежными зимами, воют на луну от холода и голода и проклинают своего неразумного прапрапрадедушку который совершил разбойное нападение на самого Деда Мороза, к тому же ещё такого маленького! Кстати, в память о том, что он был когда-то совсем крохотным, люди ставят под ёлки игрушечных Дедов Морозов как раз такого роста!
Итак, Дед Мороз лежал себе в пещере, спал, половину вечности проспал.
Сюда к нему и прилетела синичка. Она была прапрапраправнучкой той первой смышлёной синицы, которая предупредила зверей, что это не простой старичок. Прилетела и давай свиристеть:
– Вставай! Просыпайся!
А Дед Мороз спит и просыпаться не собирается.
Не растерялась синичка. Зачерпнула клювом капельку студёной волшебной воды из ключа да на лицо Деду Морозу брызнула. Открыл Мороз глаза.
– Что такое? – спрашивает. – Зачем меня разбудили? Зачем сон мой прервали на самом интересном месте?
Ну тут синичка ему всё и рассказала: про беспорядок на Земле, про путаницу времён года и про печаль Матери-Природы.
Услышал Дед Мороз такие вести, нахмурился.
– Что ж, – говорит, – придётся, видно, мне вмешаться в происходящие события, навести порядок, установить нормальный ход времени.
Хотел он рукой пошевелить, а не может – слишком долго спал!
«Как же я буду, – думает, – порядок наводить, если даже рукой шевельнуть не могу? Меня же никто не послушает!»
Не растерялась синичка, зачерпнула клювом ещё капельку волшебной воды, на грудь Деду Морозу брызнула. Ожил Дед, зашевелил руками. А ногами – никак!
«Что же я, – думает, – так и буду в пещере лежать, в то время как на Земле такая неразбериха?»
А синичка не думает – в клюве третью каплю несёт, на ноги Деду Морозу брызгает.
И встаёт Дед Мороз и выходит в чистое поле, что недалеко от городских стен Великого Устюга. Но никто его, крохотного, не замечает. Тогда ударил он посохом о землю, да так, что звёзды задрожали, и вырос на глазах.
Стоит высокий, могучий, строгий, как настоящий русский богатырь. Шуба и шапка у него красные, в узорах, посох алмазный, а за спиной большой мешок.
Тут все поняли: пришёл конец беспорядку. День с ночью спорить перестали, смотрят на Деда Мороза, ждут приказаний. И солнце присмирело, и ветры буйные легли у его ног. А Дед Мороз стоит, как скала, и строго обводит взглядом Вселенную. «С чего начать?» – думает.
Вдруг подбегают к нему Весна, Лето и Осень, окружили Деда Мороза, толкают друг друга, спорят.
– Сейчас весна! – кричит Весна.
– Сейчас лето! – кричит Лето.
– Сейчас осень! – кричит Осень.
Нахмурился Дед Мороз, ударил посохом о землю.
– Сейчас зима! – говорит.
– Какая такая зима? – удивились Лето, Весна и Осень. – Не знаем мы никакой зимы!
А до той поры действительно никакой зимы не было. Её-то и не хватало для порядка.
Скинул с плеча Дед Мороз мешок, развязал тесьму; вырвались оттуда метель да вьюга, поплыли по небу снежные облака. Махнул Дед Мороз рукой – снег пошёл; махнул другой – иней из рукава посыпался. Топнул ногой – все реки и озёра покрылись толстым льдом.
Замерли Лето с Весной и Осенью, замерли звери и птицы, выбежали люди из домов – никто ещё никогда снега не видел.
Вмиг стало всё белым-бело.
– Вот она какая – зима! – говорит Дед Мороз. – Чистая, белая! Очень подходящая, чтобы появился на Земле Новый год. С него и начнётся правильный ход времени!
С этими словами он опустил конец посоха в чудесный ручей на дне тайного оврага – и в студёной воде возникла прекрасная ледяная женщина. Да ещё и живая! Вышла она из ключа, поклонилась Деду Морозу. И назвал он ледяную женщину Зимой. Повелел ей хозяйничать на Земле до поры до времени, хранить тишину и белизну, следить, чтобы Мать-Природа отдыхала и набиралась сил.
– А как же мы? Что с нами будет? – закричали Лето, Осень и Весна.
– Придёт и ваш черёд! – сказал Дед Мороз. – Каждый из вас будет царствовать на Земле по три месяца, чтобы никому не было обидно. А теперь отправляйтесь восвояси, ждите своего часа.
Прилетел тёплый ветер, подхватил Весну и унёс в дальние края вслед за перелётными птицами.
Лето успело ухватиться за последний лучик жаркого солнца и скрылось вместе с ним за облаком.
А вокруг Осени закружились жёлтые и багряные листья, а когда они улеглись обратно на землю и укрылись снегом – Осени уже не было.
Снег покрыл лес и поле, крыши домов, люди затопили печки, а дети оделись потеплее, выбежали на улицу, стали бросаться снежками, кто-то покатил большой снежный ком, потом второй, третий, поставили их друг на друга, из дома принесли морковку, два чёрных уголька, ведро, метлу, и получилась… снежная баба!
Тут все как начали лепить одну снежную бабу за другой!
А когда на Землю спустился вечер и все разошлись по домам, из труб заструился дым, а в окнах зажглись огни, Дед Мороз, обходя свои владения, рисуя на окнах ледяные узоры, в одном окошке увидел девушку Она давно уже стояла не шелохнувшись и смотрела, как на её глазах рождается зима.
И он спросил у неё:
– Тебе нравится картина, которую нарисовал я сейчас у тебя на окне?
– Да! – сказала она. – Но ещё больше та, что теперь у меня за окном! Всё это снилось мне в детстве, когда у нас не было ни снега, ни Деда Мороза.
– Тогда входи в моё снежное царство, как в свой детский сон, – сказал Дед Мороз. – И станешь ты Снегурочкой! Не испугалась девушка, вошла в снежное царство, стала самой лучшей помощницей Деду Морозу. С тех пор они всегда вместе. Куда он – туда и она.
И вот как-то Дед Мороз говорит:
– Пора мне отправляться в дальний путь.
– И я с тобой! – сказала Снегурочка.
– Нет, внучка, – покачал головой Дед Мороз. – Вон видишь, сияет на небе Полярная звезда? Очень скоро родится на этой звезде Новый год. Должен я его привезти на Землю ровно через десять дней и десять ночей. Ты же, Снегурочка, оставайся на Земле и помогай людям готовиться к встрече Нового года.
Сел Дед Мороз в волшебные сани, запряжённые тройкой белоснежных коней, и помчался, да не по снежной колее, а по небесной дороге, по Млечному Пути…
Прошло десять дней, наступил предновогодний вечер, а Дед Мороз всё не возвращается.
«Наверное, Дед Мороз заблудился», – подумала Снегурочка и говорит людям:
– А давайте на самой высокой ёлке зажжём огни, чтобы Дед Мороз увидел, куда ему спускаться.
Нашли на поляне высокую-высокую ёлку; осыпала её Снегурочка сверкающим в лунном свете инеем, сияющими снежинками, мерцающими звёздами. Тут все-все-все люди вышли из домов, да не с пустыми руками, а с яркими красивыми игрушками. Украсили ёлку, а на верхушку надели высокий блестящий шпиль.
Засветилась ель в темноте, как маяк в океане. И сразу все увидели, что с неба спускается звезда. Это по Млечному Пути возвращается на Землю Дед Мороз и ведёт с собой Новый год.
– Вот спасибо, что ёлку засветили! – послышался с неба его рокочущий бас. – А то мы никак не могли найти дорогу Ну принимайте гостя! Это – Новый год!
Тут наступила такая тишина, какой, наверно, не случалось в мире с момента его сотворения. И в этой тишине раздался бой часов на городской стене Великого Устюга. Часы пробили полночь.
– Урра! – закричали люди, звери, птицы и снежные бабы. Все стали друг друга поздравлять с Новым годом, а Дед Мороз со Снегурочкой целую ночь дарили подарки.