УДК 821.161.1-1
ББК 84(2Рос=Рус)6-5
М23
ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Издательский проект «Русский Гулливер»
В оформлении использованы графические работы Вари Кулешенко
Манович Лера
Стихи для Москвы. — М.: Русский Гулливер;
Центр современной литературы, 2018. — 112 с.
(Поэтическая серия «Русского Гулливера»).
ISBN 978-5-91627-211-6
Лера Манович — поэт, прозаик, магистр математики. Родилась в Воронеже. Стихи и проза опубликованы в журналах «Арион», «Дружба народов», «Новый Берег», «Октябрь», «Урал» и т. д. Стихи переведены на немецкий и польский.
Как проза становится стихами — загадка, ответ на которую знают немногие. Лера — знает.
© Лера Манович, текст, 2018
© Амирам Григоров, предисловие, 2018
© Варя Кулешенко, иллюстрации, 2018
© Русский Гулливер, издание, 2018
© Центр современной литературы, 2018
Предисловие
В наше время книга стихов — сувенир, затейливая вещица, амулет, сродни куску папируса или цилиндрической печати, вещь, по сути бесполезная. Пожалуй, к этой восхитительной бесполезности испытываешь своего рода уважение. Не то дело проза, для прозы всегда сохраняется надежда на открытие истин, разрушение вековых запретов, на то, что сыщется собственный читатель, оценит, расхвалит, и всё завертится. А поэтическая книга, что там. Господи, может найтись? У всех хороших поэтических книг читатель, примерно, один и тот же, и тираж примерно одинаковый. И написаны они все об одном, полагаю, о том единственном, о чём пишутся настоящие стихи.
Поэзия Леры Манович мне бесконечно дорога, немало стоит эта её выстраданная, сбивчивая речь, многострадальная и стыдливая, исполненная слабости, но способная ослепить, как вспышка магния — ослепить на мгновение, чтобы запечатлеть тебя навечно. Тут всё созвучно мне, словно нашептанное автором вселилось в мои сны, и время тут вытекает, словно рис из порванного мешка, и детство возвращается, становясь навязчивым, необычайно холодным и горьким, но оттого не менее дорогим, и на натянутых проводах прошлого непрерывно лают псы вечного сожаления.
Ты веришь этому сразу, ведь и ты тоже — человек, родившийся от железной змеи, и на твоих чемоданах соль, и тебе уже не двадцать, и, страшно сказать, не тридцать, и обоняние твоё обострилось настолько, что рассада у тебя пахнет кладбищем, и внутри тебя самого — изначальная глина творения. Веришь, когда закрашивая седину, ты стремишься потерять часть возраста, а теряешь лишь часть памяти, и слышишь навязчивый голос, повторяющий «следующая станция, следующая станция».
Ты веришь этому сразу, потому что, чёрт возьми, это изумительно честно, честно до неправдоподобия, а поймай ты хоть одно лукавство, одно украшательство, одну пошлинку, ты с такой непередаваемой лёгкостью швырнул бы эти тексты оземь и объявил бы — «плохими стихами», а ведь не можешь. Не можешь, и наблюдаешь с растерянностью и трепетом это движение девочки за счастьем, до последней страницы, не отрываясь, поскольку принимаешь этот срез чужой жизни — такой чистой и трепетной, такой чувственной и хрупкой, и такой исключительно трогательной.
И мир этот опознаваем, как христианский, но выдержанный в элементах изначального гностического Египта, когда ад это недосказанность, и состоит он из нерождённых текстов, ставших элементами Хаоса, а сам ты — Творец этого мира, и, попутно, его единственный обитатель, маленький ребёнок, стоящий на трамвайной остановке, с линией Жизни, начертанной на ладони — раз и навсегда.
Прочтите эту книгу и сохраните её, если и остались в наше время настоящие амулеты, то это, наверное, лучший из всех.
Часть первая
«Счастье...»
«Это с птицей прощается ветер...»
Толстой
Первая учительница
«Вздыхал натруженный причал...»
Самолёт
Электричка
Пьянь
Поминки
Осень
Soundrama
Осень в Кусково
Не пропадай
Ventspils
«Что там, на горизонте так сияет...»
О главном
Часть вторая
Последнее рифмованное
Парикмахерши
Пасечник
Ко дню рождения Кусто
Нищие
Рояль
Физрук
Баллада о проигравших
Стихотворение, написанное в день смерти Боуи
Червяк
Ожидание
Август
Camper
Зое
Рыбка
Маше
Новогоднее
Бессонница
Мальчик
Лыжнику
Свободная касса
Веселой вдове
Хомяк
Часть третья
Мой дед Иосиф Моисеевич
«Поезд вздохнет, заскрипит, разойдется шатко...»
Хеллоуин
Колокольчики
Таблетки
Парапсихологи
Чоппер
Хорошо
«Суженым звался, названным...»
Сосиска
Машина смерти
Лейкопластырь
«пока повивальная бабка...»
Текст
СССР
«Когда у человека нет себя...»
Гиляровского 7
Hit the road Jack
Часть четвёртая
Отчёт о поездке в Ереван
Чебуречная
Чехову
Простое
«Иногда перед сном...»
Кайзер
Аллея
Обновления
Дырка
Бутоны
Абсолютное молчание