Хронограф 28
~~~~~~ 1989 год ~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Х Р О Н О Г Р А Ф
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
* N 28 * 28 июля
~~~~~~ ~~~~~~
ФРОНТ ЛЕНИНГРАДСКОГО НАРОДА
— Как Вы относитесь к Ленинградскому Народному фронту? — спросили меня у столика регистрации.
Вопрос был не корректный: такого народного фронта в 9 часов утра 17 июня еще не существовало. Свой "фронт" новая этническая общность — ленинградский народ — провозгласил только через 4 часа 48 минут.
— Никак не отношусь. Я москвич.
— А к Московскому НФ Вы имеете какое-нибудь отношение?
— К Московскому Народному фронту имею критическое отношение.
— Зачем же Вы тогда сюда пришли? Мы допускаем только делегатов съезда и представителей Народных фронтов страны!
— А независимую прессу допускаете?
— Прессу допускаем. У вас есть документ?
— Паспорт есть — правда, без прописки… (Действительно, какие еще могут быть документы у независимой прессы?)
— Удостоверение должно быть! — уверяла регистраторша. Но и "ксива" сотрудника вневедомственной охраны (попросту: ночного сторожа) ее тоже не удовлетворила. Критическое отношение к Московскому Народному фронту чуть не вышло мне боком: старушка была непреклонна. Либо журналистское удостовение покажи, либо пошел прочь…
Впрочем, дальше был хэппи энд. Появился куда-то исчезавший на 15 минут мой приятель-петербуржец — и у меня появился мандат делегата съезда "Гостевые кончились, — пояснил приятель. — Только ты уж все-таки не голосуй…"
Учредительный съезд Ленинградского Народного фронта (ЛНФ) длился два дня: 17 и 18 июня. Уже в 13 часов 48 минут 17 июня более 8ОО делегатов и гостей съезда встали и аплодисментами приветствовали провозглашение Народного фронта.
Зал очень боялся, что заседания съезда могут показаться похожими на недавние заседания Съезда народных депутатов, а ведущие еще более того боялись оказаться похожими на Горбачева. Поэтому то одного, то другого ведущего все-таки обвиняли в том, что он ведёт собрание, как Горбачев, — и дважды за первый день съезда ведущих просто низвергали. По причине столь свирепого разгула демократии прения по Декларации и Уставу ЛНФ оказались столь длинными и запутанными, что Декларацию так и не удалось принять. Но стоит заметить, что оба ее проекта были очень приличные.
Съезд был гораздо представительнее аналогичного мероприятия Московского Народного фронта. 671 делегат (из предполагавшихся 68О-ти) представляли 1О7 инициативных групп и организаций. Нормы представительства предусматривали, что каждая группа числом не менее 5 человек имеет право на двух делегатов плюс ещё по одному делегату на каждых 1О членов группы.
Следовательно, в составе Ленинградского НФ около 5 тысяч человек, то есть в 7 раз больше, чем в Москве. В числе групп поддержки самые влиятельные неформальные объединения Питера: клуб "Перестройка" (секция производственного самоуправления), организация "За НФ", клуб "Демократизация профсоюзов", клуб "Альтернатива", Группа Спасения, ЛО общества "Мемориал", Социал-демократический клуб, экологическое объединение "Дельта", Украинское и Латышское общества, ассоциация "Свобода миграции", клуб потребителей, Союз учащихся, "Вахта мира" и т. д. — всего более 3О организаций. А также ассоциации избирателей по районам и группы поддержки в трудовых коллективах.
Среди участников и организаторов съезда — люди, известные всему Ленинграду: Сергей Андреев, который в прошлом году прогремел уже и на всю страну своей статьей в журнале "Урал"(N 1), а в этом году — статьей в "Неве"; писатель Михаил Чулаки, геолог Марина Салье, социолог Андрей Алексеев. В этом смысле ЛНФ больше похож не на сегодняшний МНФ, а на такой МНФ, который могли бы создать лидеры "Московской трибуны".
Итоги голосования 1О мая дают довольно точную цифру п о д д е р ж и в а ю щ и х Народный фронт ленинградцев. Под лозунгом создания НФ на выборах шли два кандидата:
Андреев и Салье, за которых в сумме проголосовало 127 тыс избирателей. У демократических кандидатов был очень сильный соперник — гдляновец Иванов. Все, для кого в системе приоритетов на первом месте была не демократия и Народный фронт, а выпуск крови проворовавшимся бюрократам, — проголосовали за Иванова: 2 миллиона человек. У Иванова и его сторонников, следовательно, гораздо больше оснований именоваться "Народным фронтом." Но это говорит только о том, что название у новой демократической организации не самое удачное, но не о том, что она несостоятельна.
Правда, к потенциальным сторонникам НФ, видимо, следует причислить еще примерно 42 тысячи ленинградцев, голосовавших за Б.Куркову (редактора программы "Пятое колесо") и лидера "Группы Спасения" А.Ковалева. Обе эти кандидатуры пользовались поддержкой комитета "Выборы-89", ставшего основой оргкомитета НФ. Таким образом, минимальная сумма относительно надежных сторонников ЛНФ — 169 тысяч. Это не так уж и мало.
В отличие от Москвы, никаких особенно резких разногласий не было на этом съезде по поводу "социализма". Ни в одном из проектов Устава — как и в окончательном варианте — слово это просто не упоминается. В проекте так и не принятой Декларации, предложенном оргкомитетом, несколько раз встречаются зловредные "социалистические монополии", а еще в одном месте говорилось, что "ЛНФ приветствует усилия КПСС по приданию социализму нового облика". В альтернативном же проекте — если я правильно воспринял на слух — не было и такой малости.
В газете "Северо-Запад", а также на стенде в кулуарах я прочел 3 или 4 варианта специальной резолюции Съезда о социализме. На мой взгляд различия между вариантами были несущественными. Смысл же заключался примерно в следующем: "Мы несогласны с теми, кто считает, что социализм — это обязательно наш отечественный сталинизм (варианты: феодализм, неототалитаризм и т. д.). Есть же ведь еще и югославский, венгерский социализмы, и даже шведский. Мы все стремимся к социальной справедливости. Но многим в стране слово "социализм" так обрыдло, что они категорически отказываются называть этим именем что-либо путное.
Ну и пусть себе называют его как им угодно. Главное, что все мы за социальную справедливость, а как она будет называться не важно".
Боя между чуть большими и чуть меньшими сторонниками терминологического плюрализма не случилось: до обсуждения этой резолюции руки у съезда просто не дошли.
Согласно принятому на второй день УСТАВУ, органом, направляющим работу ЛНФ и организующим выполнение решений его съезда, должен стать Координационный Совет (КС), четвертая часть членов которого избирается Съездом, а другие три четверти — делегируются группами.
15 членов КС были избраны. Больше всех голосов получила М.Салье (4О6 голосов), затем шли Аржанников, Нестеров, Андреев, Чулаки, Богомолов, Рамм, Макаревич, Дегтярев, Корнев, Монахов и т. д. Марина Макаревич, избранная в КС на на съезде — член партии Демократический Союз. От имени ДС — а не от делегировавшей ее группы — Макаревич выступала на съезде и снискала одобрительные аплодисменты.
В редакционную коллегию фронтового печатного органа избрали 5 человек: П.Филиппов, А.Голов, А.Алексеев, Б.И.Иванов, П.Годлевский. Этим печатным органом, видимо, станет газета "Северо-Запад", большую часть прежних номеров которого готовила организация "За Народный фронт".
На протяжении обоих дней конференции в фойе шла бойкая торговля самиздатом и прибалтиздатом: "Северо-Запад", "Невские записки", "Рубикон", "Тартусский курьер", "Атмода", "Согласие", "Возрождение". Гости из Гродно привезли бюллетень "Неформал", из Москвы — "Панораму", "Хронограф", "Гражданское достоинство".
================================
Номер готовил В.Прибыловский.
Адрес для писем: 129348,г. Москва, Ярославское шоссе,д.2О, кв.172, Митрохину С.С.
Тел. 183-19-79 Митрохин Сергей