На помощь весне

fb2

Сборник стихов.


Рисунки Ф. Лемкуля.


Содержание:

Год

Улетает лето

Первое сентября

Три конца

Твой праздник

На лыжах

Ваня Адрианов

Наши друзья

На помощь весне

Утро

Лесная аптека

Скрипка

Колосок

Новоселье

Клюква

Костёр

Письма

Далёкий товарищ

За мир, за детей!

Родина


Для младшего школьного возраста

Стихи Евгения Фёдоровна Трутнева (1884–1959)

Год

Если мороз Надышал на стекло, Если от снега Кустам тяжело, Если на маме Пуховая шаль — Значит, на улице Месяц февраль. С крыш ручейками Польётся капель — Значит, на улице Месяц апрель. Станет канава Совсем как река, — Кто не захочет Играть в моряка?! После апреля — Первое мая. Первое мая, Конечно, я знаю! Если за домом Гуляют ежи, Если кузнечики Скачут во ржи, Если жуки Пролетают, Как пули, — Это, я знаю, Бывает в июле. Что же ещё-то Бывает в году? В этом году Я в школу пойду! Это случится Со мной в сентябре — Так и написано В календаре.

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое, Двор — как в солнечных лучах. Это платье золотое У берёзы на плечах. У калины и рябины Вьются стаями дрозды… Под окошком георгины Красотой своей горды. И скрипит в кустах весь вечер Невидимка-прыгунок. Это ты, скрипач-кузнечик, Две пружинки вместо ног? Утром мы во двор идём — Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят И летят, летят, летят… Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето!

Первое сентября

Давно сосчитаны страницы До сентября в календаре, Ещё свистят в саду синицы, Сороки скачут на дворе, Ещё врывается в окошки Немало бабочек и пчёл, А уж сегодня все дорожки Ведут к дверям открытых школ. А в школах пахнет лаком, краской, И даже глобус, прежний друг, И карта с тоненькой указкой Новей как будто стали вдруг. Учитель медленной походкой Заходит в присмиревший класс. На партах летние находки… Звонок! За дело! В добрый час!

Три конца

Мой дед свободу добывал, Был в ленинских отрядах. В бою он смертью храбрых пал В Москве на баррикадах. Он коммунистом, дед мой, был, Умел бороться смело За всё, что пламенно любил, За ленинское дело. Служил он преданно стране. Да здравствует победа! Мой галстук в три конца на мне, Один конец — в честь деда. Цвела Советская страна Всё краше с каждым годом, Но вот опять встаёт война Перед родным народом! Зовёт Отчизна комсомол[1] Под боевое знамя. Мой старший брат на фронт пошёл В одном ряду с друзьями. Он комсомолец, старший брат, Живой, неукротимый! Он любит спорт и песне рад, Мой старший брат любимый. Прошли военные года, Прошла беда крутая, У брата на груди Звезда, Как солнце золотая. Шахтёром служит он стране, Её он любит свято. Мой галстук в три конца на мне, Второй конец— в честь брата. Люблю свою Отчизну я — Широкие просторы! Страна моя, Москва моя, Леса, поля и горы! И не боимся мы трудов — За всё берёмся смело. Я — пионер, к борьбе готов За сталинское дело. Мы все хранить должны в стране Её большую славу. Мой галстук в три конца на мне, И третий — мой по праву.

Твой праздник

Октябрьский праздник[2] у дверей — Надень свой галстук поскорей. Горнисты в школе сбор трубят: Пора на праздничный парад. Уже над школьными рядами Взвилось твоё родное знамя. Вокруг лежит твоя земля — Твои заводы и поля, Твои сады стоят вокруг, И каждый сад — твой верный друг. Твой мир рождался в Октябре. Чапаев думал о тебе В песках уральских берегов, Погибли тысячи в бою За юность светлую твою, За то, чтоб смело и свободно Ты выбрал путь, какой угодно. Отряд шагает за отрядом, Летят знамёна над парадом, И на листке календаря Твой праздник — праздник Октября.

На лыжах

Наперекор снегам и вьюгам Летим на лыжах друг за другом. Уже лесная целина[3] Сквозь ели кое-где видна. Овраг. Трамплин. И мы в тайге. Как весело скользить ноге, Сминая лёгкий след звериный Под белой в инее рябиной! Как тени на снегу ясны У рыжей маленькой сосны! Как звонок разговор сорочий В таёжной гулкой тишине! Вдруг след — цепочка многоточий… Качнулась ветка на сосне… И снова тихо… Ни души. Как хорошо брести в глуши, Тихонько раздвигая ветки!.. Так ходят на войне в разведку, И лес бойцу без всяких слов Всегда во всём помочь готов. Как жаль, что зимний день недолог! Глядишь — густеет тень у ёлок. И, криком всполошив[4] зверей, Мы все домой спешим скорей.

Ваня Адрианов

Зимний вечер лёг на плечи сосен, Ветерок забрался в камыши. Командир окурок в прорубь бросил И сказал тихонько: — Не дыши.— За рекой, за вётлами седыми, На крутом, высоком берегу Деревушка крышами своими Чуть темнела в голубом снегу. Фашисты в каждом доме свили гнёзда Был приказ: врасплох застать врага. Настывало. Стал колючим воздух. Чуть курились под ногой снега. Конь не ржал, и петухи не пели, Дети не смеялись у дворов. Не успели замести метели Чёрный след пожарищ и костров. Месяца холодную подковку Заслонил разрушенный сарай. Кто-то вскинул на прицел винтовку. Вдруг ребячий голос: — Не стреляй! — И мальчишка на пути отряда, Точно вырос из сугроба, встал: — Стойте… Не ходите… Тут засада… Я следил… я знаю… я видал… Я вас проведу… Вы мне поверьте… А не то и мне и вам беда. — Каждый понял: мимо лютой смерти Наш мальчишка прибежал сюда. В золотой, в счастливый день Победы В строй героев, в гордый, славный строй, Вписано Отчизной имя это: Адрианов — маленький герой.

Наши друзья

Целых двадцать две страницы — Два больших письма подряд — Получил из-за границы Нынче в школе наш отряд. На конвертах и на марках — Незнакомые слова. Только видно ясно, ярко: «СССР. Москва». Через строгие пикеты, Сквозь большие города, Точно ласточки, пакеты Прилетели к нам сюда. Нам прочли странички эти — Это вовсе не секрет: В каждом присланном пакете Шлют товарищи привет. Как они о нас узнали В заграничном далеке? Пишут нам из дальней дали Не на русском языке. О тропах на горных кручах, О родной своей земле, Где орлы в горах могучих Свили гнезда на скале. И про улицы в Варшаве[5], Где война недавно шла. В дружбе с нами, в новой славе Встала Польша, расцвела! Пишут нам: «Скорей ответьте, Напишите о звене, О дружине, о совете И о всей своей стране». И Варшава и София[6] Зарубежные края, А живут свои, простые, Наши новые друзья!

На помощь весне

На улицу утром Приходит весна. Сосульки несёт за плечом. И каждый сугроб Открывает она Волшебным алмазным ключом. А в каждом сугробе Живут ручейки, Ручьи-шалуны, болтуны. Им надо скорей Добежать до реки, Они торопиться должны. Весь день у ручьёв Суета, кутерьма, Играют и прыгают с круч. А вечером снова Приходит зима, Ручьи запирает на ключ, С морозом, с метелью Ведёт разговор, Колдует всю ночь напролёт. Чуть утро — Мы все выбегаем на двор Колоть и разбрасывать лёд. Стоят на дворе Золотые деньки — Всё в солнечном блеске, в огне! С дороги, зима! Отпусти ручейки — Мы вышли на помощь весне!

Утро

Утром солнце пробудилось рано, Распахнуло белые туманы, Искупалось в речке возле рощи, Озарило городскую площадь; У трибуны, в праздничных колоннах, Вспыхнуло кострами на знамёнах[7] И зажглось в горячем, ясном свете Высоко на сталинском портрете[8]. Проходил суровый генерал — Он в боях фашистов побеждал В чистом поле и среди развалин, — Он сказал: «Победа — это Сталин!» Шёл, сверкая Золотой Звездой, Мастер урожая молодой. Он сказал: «Всё краше жизнь и краше! Сталин — это урожаи наши!» Проходил и говорил шахтёр: «Сталин — это слава наших гор!» Вёл учёный октябрёнка-внука И сказал: «Всего важней наука. Без неё мы в жизни бы отстали, А наука наша — это Сталин!» Шли ряды весёлой молодёжи, Взмыло знамя, на крыло похожё, И на нём! слова зажглись огнями: «Сталин — мир народов!» «Сталин с нами!»

Лесная аптека

Скрипка

В родных нетронутых лесах Стояла ель, как на часах; Была всех выше, всех стройней, Буран любил поспорить с ней. Под ней с волками бился лось, Собой лосёнка заслоняя; Зимой мороз, зверьков пугая, Трещал, знобил её насквозь. Весной глухарь на зорьке пел, Кострами полыхали зори… Шло лето в праздничном уборе, Гуляли грозы, гром гремел… На юге с морем по соседству, Среди душистых диких роз, Кудрявый клён беспечно рос. Весёлый и шумливый с детства. Любитель песни соловьиной. Он листья распускал весной. Весёлый ливень в летний зной Свергался на него лавиной. Кленовый ствол за много лет Насквозь был солнышком прогрет. Он рос и креп в листве густой, Сам, точено солнце, золотой! Взял мастер ёлку, взял и клён: Он в мастерство своё влюблён. Он распилил их аккуратно, Разрезал вдоль и поперёк, Полоски, золотые пятна В разрезах бережно сберёг. Работал долго, терпеливо И сделал скрипку всем на диво: Нет в мире голоса нежней! Как будто сердце бьётся в ней… Ей наши отдали леса Свои живые голоса.

Колосок

Золотое поле, Спелый колосок, Не роняй ты зёрен На сухой песок! Беспокойным ветрам Не давай зерна — Каждая пригоршня Родине нужна. Жёсткая щетинка, Пяток не коли — Что осталось в поле, Подберём с земли! Каждый спелый колос, Каждое зерно,— Чтоб душистым хлебом Стало и оно!

Новоселье

Первоцветы на лужайке В свежих травах зацвели. В синем небе птичьи стайки — Гуси, утки, журавли. И в лесу и на болоте Сразу стало веселей. Кто же, кто на самолёте Обгоняет журавлей? Пролетают через горы И дремучие леса, Заглушают гул мотора Птичьих стаек голоса. Почему в глазах пилота Нетерпенье и забота? В самолёте что лежит? И куда пилот спешит? Он везёт с собой кошёлки, Каждая полным-полна: В них от сосенки, от ёлки, От берёзы семена. Самолёт летит над степью. Степь, как море, широка. Рядом с ним проходят цепью Кружевные облака. Для чего сюда из леса Прилетели семена? Встанет свежая завеса — Листьев шумная стена. Встанут ёлки-недотроги У границы полевой, Гордо встанет тополь строгий, Как бессменный часовой. Сколько счастья и веселья, Сколько птичьих голосов! В добрый час, на новоселье, Семена густых лесов!

Клюква

Мох не мох — в лесу перинка. На перинке не малинка: И пригожа и красна, Разрумянилась со сна, — Это клюква-лежебока Накопила столько сока! Целый день лежит в постели, Чтобы щёчки не худели. Тоньше нитки стебелёк Чуть подрос и сразу лёг. В колкой ёлке свистнет дрозд. Будет больше в небе звёзд, Соберутся журавли С нашей северной земли, На застывшее болото Ляжет сонная дремота, — Собирай тогда в корзинки Клюкву-ягоду с перинки!

Костёр

Над лесом погасла полоска заката. Гори же, гори, пионерский костёр! Весёлое лето настало, ребята: Дороги, походы, широкий простор! Волшебные сказки из леса выходят. Звезда заблудилась в мохнатой сосне. Тяжёлые росы — к хорошей погоде — На травы легли и блестят на огне. И песня сама прилетает, как птица; От радости жарко и тесно в груди, Как будто хорошее что-то случится, Как будто бы праздник большой впереди. Куда ни посмотришь — к костру золотому Пришла, подступила родная страна. К работе и счастью от школы и дома Большие дороги откроет она. Июньская ночь развернула над нами Свой звёздный просторный, высокий шатёр. А искры всё выше, всё радостней пламя! Гори же, гори, пионерский костёр! Разносятся искры по белому свету, Ребятам всех стран и народов видны, И где-нибудь сердце ребячье согрето Костром пионерским Советской страны.

Письма

Пять конвертов — пять вестей, Пять листочков — пять гостей С разных мест родной земли Мне сегодня принесли. Пишет девочка одна: «Вижу море из окна. Здесь у нас что ни сад — Всюду сладкий виноград! Мандарины тоже рвём… Вот как весело живём». А другая написала: «Здесь арыки и каналы, И урюк растёт в саду — Прямо с ветки в рот кладу. И ещё на поле хлопок — Набери хоть сто коробок С белой ватой в середине! И большие очень дыни!» Третья пишет мне вот так: «В огороде вырос мак… Кавуна[9] я захочу— Можно сбегать на бахчу. А у нас кавуны Вот тако-ой толщины! Вот тако-ой ширины!» А в четвёртом письмеце Есть приписочка в конце: «Здесь у нас рябина есть — Сколько хочешь можно съесть! Можно ягодки рябинные Нанизать на нитки длинные; Будут бусы хоть куда — Можно сделать в три ряда». Я беру конвертик пятый, От больших дорог помятый: «Наша ягода морошка Тоже сладкая немножко, А олени мох едят, Если есть они хотят. Нынче яблони и пчёл В тундре дедушка развёл. Лет, должно быть, через шесть Будем яблоки мы есть!»

Далёкий товарищ

Солнце встаёт на востоке, В небе горячая синь. Здравствуй, товарищ далёкий, Кули[10] китайского сын! Песни военные спеты, Кончен на улицах бой. Мы пионерское лето Вместе встречаем с тобой. Вьётся дорожка крутая Мимо озёр или рек, В синие горы Китая, В солнечный крымский Артек[11]. Ждут нас походы с кострами, Летние радости ждут. Всюду для нас, перед нами Дружный и радостный труд. Солнце встаёт на востоке, В небе горячая синь. Здравствуй, товарищ далёкий, Славного воина сын!

За мир, за детей!

В любом краю любой страны Всех хуже детям от войны. Их манит ширь и даль простора, Им нужен мир, а не война, Зелёный шум родного бора, Им школа каждому нужна. И сад у мирного порога, Отец и мать, и отчий дом. На белом свете места много Для тех, кто жить привык трудом. Народ наш поднял властный голос За всех детей, за мир, за труд! Пусть зреет в поле каждый колос, Цветут сады, леса растут! Кто сеет хлеб на мирном поле, Заводы строит, города, Тот для ребят сиротской доли Не пожелает никогда! Мы все на стражу мира встали, К борьбе за мир готов любой! И знаменосец мира — Сталин Ведёт народы за собой!

Родина

Цепью вздымаясь, уходят за тучи Снежные шапки и горные кручи. В их глубине — изумруд и топаз. Это у нас! Это у нас! И величава река и длинна — Это на родине нашей она! В чаще кедровой, в трущобах таёжных Много лисиц и куниц осторожных; Прыгают серны, пасутся олени, Лоси подходят к воротам селений. Степи, озёра, луга и поля — Всё это наша родная земля! Если отважные люди-герой В смелом полёте полмира покроют, Год проплывут на дрейфующей льдине, Выстроят город в безводной пустыне, Сыщут погибшее судно на дне — Это, конечно, в нашей стране! Если в годину жестокой войны Каждый встаёт на защиту страны, Если в стране и на бой и на труд С именем Сталина люди идут, Если врагов побеждает она — Это, конечно, наша страна!