Маленький самолётик очень хотел вырасти, чтобы летать очень высоко и далеко. Но оказалось, для того, чтобы делать важные дела, совсем необязательно быть большим.
Самолёт по имени Малыш много лет проработал на Севере. Он доставлял почту и продукты в те селения и посёлки, куда ни машиной, ни поездом было не добраться. Случалось, переправлял также на какой-нибудь далёкий морской берег геологов и рыбаков. Аэродромов в том холодном краю не было, поэтому летом Малышу одевали водные лыжи и он садился на озеро или залив, а зимой – зимние, чтобы мог приземлиться на лёд.
Работа на Севере трудная. Особенно тяжело приходилось зимой, когда с океана начинали дуть ледяные ветры, принося снег и мороз. Со временем от таких испытаний у Малыша начал неважно работать мотор. Оба лётчика, которые летали на нём по очереди, всё чаще повторяли, что маленькому самолёту пора на отдых.
И вот наступил день, когда они пришли попрощаться: «Ну что, друг, тебя ставят на капитальный ремонт. Уже и замену тебе прислали». Малыш взгрустнул, ему жаль было расставаться со своими лётчиками. И что такое капитальный ремонт? Будет ли он после него снова летать?
Но ничего страшного с ним не произошло. В большом ангаре мотор разобрали, почистили и собрали заново, починили кресла, вычистили салон. «Ну вот, я теперь как новенький, – думал Малыш. – Снова могу работать». Ему не терпелось вернуться на морской берег. Но на этот раз его отправили на Юг. Небо там оказалось совсем не такое как на севере. На севере оно бледное и низкое, а на юге голубое и высокое. И солнце поднималось здесь высоко-высоко, а не стояло над горизонтом. Всё это очень понравилось Малышу.
Но ещё больше понравилось другое. Оказалось, что недалеко от маленького аэродрома, куда он приземлялся каждый вечер после работы, находился аэропорт. Там было не просто большое, а огромное лётное поле и длинные взлётные полосы, с которых в воздух то и дело поднимались большие самолёты. Когда Малыш впервые их увидел, у него захватило дух. Он знал, что такие самолёты перевозят за один раз очень много пассажиров и многотонные грузы. «Ах, если бы мне стать таким! – думал он, с завистью глядя своих огромных соседей. – Я бы тоже возил людей в дальние страны и поднимался выше самых высоких облаков».
Но это были только мечты. Как и на Севере, он развозил почту в отдалённые районы и опылял специальным порошком сады и огороды, спасая растения от вредных жуков-червяков и болезней, а по субботам, случалось, поднимал в небо парашютистов. Но как достичь той высоты, на которой летают большие самолёты?
Однажды он услышал, как скворцы учат летать своих птенцов. «Хотите вырасти, тренируйтесь больше», повторял старый скворец. «Может быть и я подрасту, если буду тренироваться? – подумал маленький самолёт. – Ну, хотя бы чуть-чуть». И летал, летал без отдыха.
Но когда лето кончилось, его перевели в санитарную авиацию. Салон снова тщательно вымыли, убрали несколько кресел, поставили вместо них специальную кровать и какие-то аппараты. Санитарная авиация приходит на помощь людям, которые живут в тех местах, где нет больниц или они очень далеко, а кому-то срочно нужна медицинская помощь.
Первый рейс был в дальний район, на предгорное пастбище, где пасли овец. Один из пастухов сломал ногу. Пилот посадил самолёт на поле и, подхватив носилки, вместе с врачом поспешил к одинокому домику. А Малышу на нос опустился жаворонок.
– Что это ты такой скучный? – спросил он. – Устал?
– Немного, – признался самолёт. – Но дело не в этом, я привык летать. Просто жизнь у меня скучная. Я не летаю так далеко, как мне хочется. Вот если бы я был большим, я поднимался бы высоко-высоко… Я возил бы в разные города людей и доставлял бы ценные грузы в далёкие страны. Вот это была бы настоящая работа!
– Для того, чтобы делать важные дела, необязательно быть большим, – сказал жаворонок. – Мы вот маленькие, а cтолько всего делаем! Ранним утром, радуем людей своими песнями, поднимаем всем настроение. Ещё мы чистим поля от вредителей. Наверное, и ты…
Тут со стороны дома послышались голоса и жаворонок улетел, не договорив. Лётчик и врач принесли на носилках человека и погрузили его в самолёт. Малыш поднялся в воздух и полетел в сторону города. На аэродроме к нему подъехала «скорая помощь» забрать больного.
Прошла ночь. А утром к нему пришёл лётчик и, похлопав его по боку, спросил:
– Ну что, друг, хорошо отдохнул? Готов снова в путь? Сегодня мы везём лекарства в одно дальнее селение, а потом заберём оттуда парня, которому нужна срочная операция.
«А ведь жаворонок прав, – подумал Малыш, набирая высоту, – чтобы делать важные дела, необязательно быть большим».