Сказка о любопытном медвежонке, который должен был спать зимой в берлоге, а вместо этого оказался на школьном празднике.
Всем известно, что медведи зимой спят. Есть, конечно, медведи-шатуны, которым не спится. Их и в морозный зимний день можно в лесу встретить, но Мишутка был не из этой породы. Он был медвежонком правильным и послушным, а потому, как и полагается всем правильным медведям, улегся в холодный октябрьский день в приготовленную мамой постель и уснул под завывание осеннего ветра. И проспал бы так под теплым одеялом из прошлогодней листвы до самой весны, если бы не шум прямо у него над головой.
Этот шум его и разбудил. Мишутка приподнял голову. Кто там кричит? Кто так топает? Он сел, протер глазки и навострил ушки. Может быть, это метель завывает? Завывание метели Мишутка никогда не слышал, но слышал, как воют осенние ветры. Но этот шум на вой ветра не похож. И на дождь не похоже. Может быть, это птицы кричат? Или зайцы возню на крыше берлоги затеяли? Может быть, уже весна, а они разоспались и приход весны проспали? Мишутка опустил лапки на земляной пол и поежился – холодно! Не прогрело еще солнышко землю как следует. Нет, не похоже, что весна. Зима еще. А если зима, то, что за шум?
Мишутка выбрался из постели и осторожно, чтобы маму с папой не разбудить, стал пробираться к выходу, который на зиму изнутри ветками заложен и моховым пологом закрыт.
Что, если мох отвернуть, ветки отодвинуть и наружу выглянуть? Одним глазком посмотреть, кто там шумит, а потом снова в теплую постель из листьев улечься.
Тут папа зашевелился, и Мишутка замер на полпути. Не хватало только папу разбудить! Проснется, шлепков надает. Мишуткин папа строгий. Любит, чтобы все было по правилам. Если положено зимой спать, значит, спи. Ох, кажется, не разбудил… Всхрапнув во сне, папа перевернулся на другой бок и заснул еще крепче. А Мишутка к входной двери подобрался, ветки отодвинул, моховой полог приподнял, да и выглянул из берлоги. Только ничего не увидел, кроме снега перед носом. Занесло берлогу. Разгреб снег Мишутка перед входом и осторожно, задом, наружу полез. Барахтался, барахтался, лапами работал, пока снег не примял, и из сугроба на свет не выкарабкался. Потряс головой, снег с головы стряхнул, глаза открыл, да тут же снова зажмурился от яркого снежного блеска. До чего же бело! Солнца нет, а света много!
Когда снова приоткрыл глаза, то увидел, что перед ним пританцовывают несколько стволов деревьев. От холода, что ли? Он задрал голову, чтобы выяснить, каким деревьям так холодно, что они танцуют, но вверху вместо веток рога увидел и две большие коричневые морды.
– Ой, кто это? – испугался медвежонок.
– Мы северные олени, – ответила одна из морд, глядя блестящими черными глазами на Мишутку. – А ты, наверное, Мишутка?
Мишутка головой закивал и начал тихонько пятиться. Хотел обратно в берлогу залезть. Мало ли что этим оленям в голову взбредет! Вон у них рога какие.
Но олени бодаться не собирались.
– Постой, медвежонок, – сказал второй. – Нам твоя помощь требуется. Дед Мороз позвонил, сказал, чтобы мы немедленно доставили ему подарки для детей. Но лес этот нам незнаком, мы с пути и сбились. Небо тучами заволокло, звезд не видно. Не подскажешь, где здесь школа? Мы подарки детям везем.
– Подарки? Детям?
Он, Мишутка тоже еще не взрослый. Может быть, и ему полагается подарок? Но тут же вспомнил, как бабушка Медведиха, когда несла из лесу малину или меда с лесной пасеки, всегда приговаривала: подарок для умных-благоразумных, да послушных. А он разве благоразумный? Разве послушный? Он спать должен, а не по лесу гулять как шатун. Нет, не ему эти подарки. Вздохнул он и спросил:
– А какая школа вам нужна?
– Та, что на лесной опушке.
– Эту школу я знаю, – кивнул медвежонок.
– Вот и отлично! – обрадовались олени.
– Только мне папа туда ходить не разрешает, – сказал Мишутка. – Там сторож с ружьем.
– Сегодня всем можно, сегодня праздник, – сказал один из оленей. – Дед Мороз нас на крыльце ждет. Сегодня во всех школах, во всех домах праздник. Все веселятся, ну, кроме тех, кто зимой спит.
– Боюсь, – помотал головой медвежонок, выбираясь из сугроба. – Но куда вам идти, покажу.
Дорогу он знал. Однажды папа водил его с братьями на опушку, издали показал дом с большими окнами, за которыми видны были столы, а за ними сидели люди. «Это школа. Здесь человеческие дети учатся», – объяснил папа. «И мы будем учиться?» – спросил Мишутка. «Будете. Только у медведей свои науки», – сказал папа и повел их дальше. Следы зверей изучать.
– Вот она, школа.
– Спасибо, Мишутка! – поблагодарили олени и стали колокольчиками звенеть,
чтобы дед Мороз их услышал.
А Мишутка за угол повернул и подумал: что если и сейчас через окно посмотреть, что там, в школе, за праздник такой?
На этот раз за стеклом никаких учеников не было. И столов не было. И стульев никаких. Там стояла елка. Но не простая лесная. На ней игрушки висели, яблоки, орехи, огоньки блестели… Красивая – глаз не оторвать! И вокруг этой елки лисы, зайцы, волки… Только почему-то сами на себя не похожи. Пригляделся Мишутка внимательнее и понял – не настоящие! Разве бывает дятел одного роста с лисой? И ноги у него хотя и две, как у птицы, но совсем не птичьи. Лиса на задних лапах, и в платье. Да это же просто дети! Те самые, которые осенью за столами сидели. А сейчас они поют, хоровод водят. Похоже, весело у них там. Вот бы Мишутке туда, хотя бы ненадолго!
Тут послышался голоса, как будто кто-то с кем-то спорил. Мишутка осторожно выглянул из-за угла.
– Виталик, ну ты же знаешь, что нельзя без костюма! – услышал он мальчишечий голос. – Ну, хотя бы маску какую-нибудь надень.
– Нету у меня никакой маски, – сердито отвечал другой голос. – Да и ладно! Очень мне нужен ваш праздник!
И мальчишка сбежал с крыльца, да так быстро что Мишутка не успел в куствх спрятаться. Чуть не столкнулись.
Мальчишка и сам испугался, ойкнул, приостановился, а потом засмеялся:
– Ты прямо настоящий медведь! Чего в зал не идёшь? Костюм у тебя классный. Тебе за него точно приз дадут, – добавил со вздохом, глядя в окно. – А мне никакого костюма не купили… нет денег, сказали…
Мишутка оглядел себя. Комбинезон у него и правда замечательный, теплый, пушистый, хорошо греет. Но маски-то и у него нет. Мальчишку не пустили без маски и его не пустят. Мишутка вздохнул и отступил от окна. Надо домой возвращаться. Что толку на чужой праздник смотреть.
Оленей перед школьным крыльцом уже не было. Но стоял там кто-то в красной шубе, с большим красным мешком у ног и на Мишутку смотрел.
– Иди-ка сюда, Мишутка! Помоги подарки внутрь занести. Да не бойся, это я, Дед Мороз.
Мешок был большой и тяжелый, но Мишутка-то сильный. Подхватил мешок и вслед за Дедом Морозом в школу вошел, поставил мешок у двери и скорее назад.
– Ты не спеши, не спеши, – остановил его Дед Мороз. – В эту ночь всем полагаются подарки. Тебе тоже.
Мишутка оглянулся – не шутит ли Дед Мороз?
– Подходи поближе и выбери сам себе подарок. Говори, что бы ты хотел получить? – и мешок открыл.
– А бывают маски детей? – с замирающим сердцем спросил Мишутка.
– Конечно, – ответил Дед Мороз и тут же протянул ему маску смеющегося мальчика.
– Только ты ее не одевай, – сказал Дед Мороз. – Тебе не надо. Иди в зал, потанцуй у елки-красавицы! А я скоро следом буду.
Тут Мишутка о мальчишке вспомнил, который у окна за углом.
– А нельзя еще одну маску? – робко спросил.
– Зачем тебе две? – Удивился Дед Мороз. – Голова-то, как я погляжу, у тебя одна.
– Это не мне, – заторопился Мишутка. – Там мальчик, на улице, его не впускают, говорят, маску надень, тогда и заходи.
– Случайно не Виталик его зовут? Похоже, я его знаю. Шутник известный. Ну, что ж, возьми маску клоуна, отнеси своему другу. И за подарком пусть приходит.
Обрадованный Мишутка поспешил за угол, где, глядя в окно, стоял мальчишка.
– Надевай скорее!
Виталик мигом натянул маску и посмотрел на Мишутку сквозь щелочки глаз.
– Спасибо тебе!
На этот раз никто не остановил ни его, ни Мишутку. Переступив порог школы, они сразу попал на праздник. В большом зале было очень весело. Зайцы, и ежики, и лисы, и волки…
– Вот еще клоун с медвежонком явились! – закричал зеленый попугай. – А я знаю, кто это! Клоун это Васька! А медвежонок, это… Это Толик из третьего «а». Давай к нам, Толик!
Чья-то рука ухватила медвежонка за лапу и увлекла в хоровод. И он весело затопал под задорную музыку. Никогда еще он так не веселился!
– Выдумщик ты, Мишутка! – сказала мама, выслушав его историю о том, как он на елке побывал. – Приснилось тебе все это.
– Значит, это все было только во сне? – удивился медвежонок.
– Конечно. Ты, как всякий умный и послушный медвежонок, сладко проспал всю зиму, – сказала мама и отправилась готовить завтрак. После долгой зимы следовало основательно подкрепиться.
Но Мишутке все казалось, что на елке он побывал совсем не во сне. Сам не зная почему, приподнял подушку. И увидел праздничный блеск. В прозрачном пакете лежали конфеты, а рядом маска смеющегося мальчика и ценный приз за лучший новогодний костюм – удочка для рыбной ловли.
Похоже, что я не очень умный и совсем непослушный, подумал Мишутка.
Так оно и было. Был бы он послушным, откуда бы взялся Большой Сладкий Подарок и Ценный Приз?