Где щи, там и нас ищи!

fb2

Мама готовит обед. Чего только не накупила в магазине! Капуста, картошка, морковка, лук, помидоры…. И ничего интересного.

Ты так думаешь? Ну и зря. Если бы овощи умели рассказывать, ты бы услышал любопытные истории об их путешествиях, приключениях и превращениях. Но ни лук, ни картошка, ни капуста разговаривать не могут. Придётся мне рассказывать за них.

Мама готовит обед. Чего только не накупила в магазине! Капуста, картошка, морковка, лук, помидоры…. И ничего интересного.

Ты так думаешь? Ну и зря. Если бы овощи умели рассказывать, ты бы услышал любопытные истории об их путешествиях, приключениях и превращениях. Но ни лук, ни картошка, ни капуста разговаривать не могут. Придётся мне рассказывать за них.

Лук от семи недуг

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?

В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.

Лук-слизун похож на пучок густой травы.

У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.

Есть многоярусный лук. Он никогда не цветёт. Вместо цветов на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.

Есть лук, который три раза меняет своё имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из чёрного, как уголёк, семечка вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.

В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Были сёла гороховые. Были сёла луковые. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери — дочке, от бабушки — внучке передавался секрет.

Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слёзы. Почему?

Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.

Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.

Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое удивительное оружие.

Из разрезанной луковицы вылетели стрелы. Мама не могла их разглядеть — они невидимы, но она их почувствовала — у неё защипало глаза.

Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.

Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба — все они будут убиты.

Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук — не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.

Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.

Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук — от семи недуг».

Морковкина копилка

Вслед за луковицей мама опустила в кастрюльку морковку.

Не всегда морковка была яркой и толстой.

Давным-давно, так много лет назад, что и не сосчитать, люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры. Мамы варили обед не на плите, а на костре. Дети играли не с куклами и плюшевыми мишками, а с камешками и шишками. Папы как на работу ходили на охоту.

Пробуя на вкус разные дикие растения, люди узнали, что у одних съедобны вершки — плоды, стебли, листья, а у других, как у морковки, — корешки. Тогда дикая морковь была беловатого цвета, не толще крысиного хвоста.

Человек догадался, что корешок — это морковкина копилка, куда растение откладывает питание про запас, чтобы на другое лето зацвести, оставить после себя семена. Но только много не накопишь, когда тебя теснят другие корешки, когда под землёй идёт молчаливый спор за место, за каждую каплю воды.

И человек вскопал первый на свете огород. Переселив туда дикие съедобные корешки, человек как бы договорился с ними: «Я не дам вас в обиду, я о вас позабочусь, а вы только копите, копите!»

Долгие-долгие годы человек сеял, сажал, поливал, рыхлил землю, отбирал лучшие растения на семена. И морковь краснела и толстела, репа округлялась, редька раздавалась вширь…

Так дикие растения превратились в овощи, вкусные и полезные.

Морковь потому покраснела, что в ней прибавился каротин. В Древнем Риме говорили на латинском языке. Сейчас им пользуются учёные, врачи, аптекари. По-латыни морковь — «карота». Вещество, которое окрашивает её в оранжевый цвет, учёные назвали «каротин».

Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоём теле, каротин превращается в витамин А. Это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам, цыплятам — всем, кто должен расти.

Каротин есть и в других овощах и фруктах жёлтого, оранжевого и красного цвета: в репе, брюкве, красном перце, помидорах, апельсинах, мандаринах, хурме.

Почему же его назвали по имени морковки — каротин, а не репин, не брюквин, не помидорин, не хурмин? Потому что раньше всего его нашли в моркови.

Сорок одёжек, да все без застёжек

Морковка и лук уже варятся. Теперь очередь за капустой. Посмотри на кочан. На что он похож? На голову. По-латыни голова называется — «капут». Отсюда и произошло слово капуста.

С давних пор белокочанная капуста — народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша — пища наша», «Где щи, там и нас ищи!»

А ведь родина капусты — берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась как своя на чужой ей земле?

Корни подают из земли воду растению, листья её тратят. В кочане их множество, тесно прижатых друг к другу: «сорок одёжек, да все без застёжек». За сутки из них улетучится полведра воды.

На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться. Зато привольно ей на русской равнине, где летом и осенью частые дожди. Холода белокочанная капуста не боится. Как и её родичи. Их много. Один другого чудней.

Не на лугу, не в саду, а в огороде на грядке выросли необычные, удивительные цветы. Это — головки цветной капусты. У цветной капусты едят не листья, а полураспустившиеся бутоны.

А это что за диковина? Будто выросла на грядке великанская шишка. Это брюссельская капуста. У неё на длинном стебле — один над другим кочанчики-невелички. Размером с голубиное яйцо или немного побольше. Зато их бывает и двадцать, и тридцать, а иногда и пятьдесят. До чего же вкусна капуста о пятидесяти головах!

А вот ещё одно огородное чудо: безголовая капуста. С ней произошло удивительное превращение: её стебель книзу раздулся, как шар, и стал похож на репу. Древние римляне называли эту капусту «каулорапа», то есть стеблевая репа. А теперь во всём мире её называют кольраби.

Пока я рассказывала тебе всё это, мама прибавила в щи картошку, чтобы щи были сытней. Сейчас редкий обед обходится без картошки. Но до того, как она стала обычной, сколько было у неё приключений!

Приключения картошки

Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение — картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов ещё не доплывал.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже её стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото — его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна новых, не известных Европе растений.

Сейчас три растения считаются кормильцами человечества — пшеница, рис и индейская кукуруза.

Была у индейцев ещё и другая кормилица — папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа — картошка… Тут начались её путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку — холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное — клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветёт. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка — «чёртово яблоко», сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку — всю семью. Раньше, в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.

Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.

Золотое яблоко

Мама решила положить в щи ещё и помидор. Это тоже индейское растение. На родине, в Южной Америке, его называли «томат». Мореходы, которые привезли томат в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали томаты у себя на клумбах, в саду — для красоты.

У томатов, привезённых из Южной Америки, плоды были жёлтые, мелкие, похожие на яблочки. «Помо д’оро!» — восхитились итальянцы. «Помо» — по-итальянски яблоко, «д'оро» — золотое. Так индейский томат стал называться помидором.

Первыми решили попробовать «золотое яблоко» португальцы. Им понравилось. И началось переселение помидоров в огород.

Что же получилось? У одного и того же овоща — дна названия. Томатный соус, томатный сок, маринованные томаты… Но, покупая свежие плоды, мы говорим про них — помидоры. И хотя сейчас жёлтые и оранжевые сорта помидоров встречаются реже, чем красные, своё «золотое» название помидоры сохранили до сих пор.

Вот и окончен рассказ про превращения, путешествия и приключения лука, моркови, капусты, картошки и помидора. Теперь ты знаешь, что не так-то просто было вырастить овощи, из которых варятся щи.

Обед готов. Мама накрошила петрушку и укроп. В них, как и в любых овощах и огородной зелени, — витамин С. Витамин бодрости, который прибавляет нам силу.

Пора за стол. Тарелки расставлены. Вкусно запахло щами.

А где щи — там и нас ищи!