В этот сборник вошли стихотворения поэтов нескольких поколений, ибо с первых дней войны вся советская поэзия вступила на солдатскую дорогу. От Демьяна Бедного до самых юных, от тех, которые уже обрели славу, до тех, которых она еще ждала. Все они стали воинами, проявили себя как истинные патриоты социалистической Отчизны, кровно связанные с народом. Именно поэтому голос их музы, как сказал наш великий русский поэт, «звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
Художник А. Ременник
Москва
«Советская Россия»
1983
С 62
П67
Составитель
Вступительная статья
Под обшей редакцией
Рецензент
© Издательство «Советская Россия», 1983 г., составление, вступительная статья.
ПОЭЗИЯ МУЖЕСТВА
Поэзия Великой Отечественной войны. Явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию — этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего многонационального советского народа,— и в первую очередь русского народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи.
Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза — высокая стихотворная мощь, поэзия, полная пафоса и боли, ненависти и грусти. Война родила многих поэтов — одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, ибо ранения сократили им жизнь, другие живут до сих пор — их осталось мало.
Сколько матерей не дождались своих сыновей. Мои сверстники ушли после девятого класса — не успели закончить среднюю школу.
У каждого солдата была заветная тетрадка — там были переписанные стихи. Наш старшина Сердюк в избытке лирического настроения всякую попавшуюся поэтическую книжку прочитывал по нескольку раз и многие стихи, раскачиваясь, пел на какой-то свой мотив. Поэзия была в воздухе. Взволновать человека было стихотворным словом не так уж сложно,— тронь только чуть-чуть, и человек вмиг очаровывается, так натянуты были его нервы, так обострено было его ощущение жизни. Степень ранимости, чувство патетики, тоска по близким была высока, а что как не это располагает человека к поэтическому слову.
Помню, как произносил наш вспоминающий о своей жене комбат Гришанов строчки Уткина: «Если я не вернусь, дорогая, нежным письмам твоим не внемля, ты не думай, что это другая, это просто сырая земля...» Он сидел, подперев голову, в землянке, и слезы текли по его лицу. Солдаты переписывали друг у друга стихи, делились ими, как махоркой. Ритмические строки приобретали силу почти материальную, почти физическую. Мне думается, все писали тайком, по крайней мере многие. Наивная песенка под сопровождение баяна трогала, переворачивала душу, которая искала слов каких-то простых, чтоб высказаться самой до конца.
Хотелось исповеди, жалобы и мужества. Подлинность — вот что ставилось выше всего.
Николай Тихонов с книгами «Орда» и «Брага», Владимир Луговской — они как бы передали эстафеты начинающим поэтам.
Их поэтика, их мироощущение питали молодую военную поэзию. «Курсантская венгерка» Вл. Луговского волновала нас, нам было близко это ощущение тревожного быта. Особенно дорог молодым поэтам был Николай Тихонов. Сдержанное мужество, привязанность к простым земным радостям, культ преданности и чести, ощущение долга,— это мироощущение стало священным. Слишком все, что мы пережили, было всерьез, слишком многое было оплачено кровью.
У Николая Асеева есть одно стихотворение, где он восхищается военным: «Ах, какого парня я видел в сентябре, шинель кавалерийская и шашка в серебре!» Восхищение военным, его выправкой, его мужеством передалось нам от старшего поколения.
Мы зажгли свои огоньки от их огня, они подсказали, они «поставили нам голос». Мы были чутки, и подчас одна лишь интонация, одна фраза запоминалась нами и возбуждала нас. Помню многие строфы Виссариона Саянова, отдельные строки В. Гусева, такие, как: «В какой я школе сидел на парте, какой из меня командир полка, но мне в ревкоме сказали: — Шпарьте! — И я ответил тогда: — Пока!» («Матрос Охрименко»).
Романтика согревала наши сердца, питала нас, давала нам жизненные силы, поддерживала. Неозаренная молодость, молодость, не согретая романтизмом, без света, мерцающего где-то впереди, что это за молодость?! Мы были горды за себя, мы высоко ставили фронтовое товарищество, мы верили в людей, и люди доверяли нам. Что может быть выше в юности? Без этого, выражаясь словами Гёте, человек только «темный гость на темной земле».
Мало осталось фронтовых поэтов, многие умерли «не от старости, а от старых ран», как сказал Семен Гудзенко.
Нас раскидало время, но былое фронтовое братство дает себя знать, и мы, уже пожилые, встречаясь случайно, ощущаем, хоть прошли десятилетия,— какие десятилетия! — какую-то близость, родственность.
Нет, этого нельзя забыть!
Во время войны стала явственней связь с землей, со своей землей, где ты родился, с историей России, с исторической преемственностью, с предками,— мы вдруг поняли, что связь кровная, связь между сменяющимися поколениями — вещь не простая, а глубинная, еще во многом непонятная, но страшно важная.
Потому так много у фронтовых поэтов стихов об истории, о России, о ее героях, о ее людях. В стихах Сергея Наровчатова тема русской истории зазвучала в полную силу,— и это было тоже новое, что внесло наше поколение. Война вернула к органичности, к пониманию неразрывности всех процессов, к глубине и мудрости. В каждой строке стихов чувствуется та выстраданная подлинность, без которой стихи бездейственны.
Если музыку делает тон, то тем более тон делает поэзию. Тон стиха многое решает, и тон стихов Михаила Луконина, создающий ощущение трепетности и нервности, стал созвучен нашей эпохе, эпохе войны, той тревоге и напряженности, которая была разлита в воздухе. Но и сами старые мастера заговорили по-новому. Они как бы зажили новой жизнью.
Николай Тихонов, старый солдат еще первой мировой войны, Михаил Светлов, чоновец гражданской войны,— вдруг обрели новые интонации, новый тембр голоса.
Павел Антокольский создал поэму, посвященную человеку нашего поколения, своему сыну, погибшему в боях, который был почти мой сверстник,— лишь на два года он был меня старше.
Александр Твардовский развернул поэтические широкие полотна. Его Василий Теркин был как бы главным героем войны, ее главным персонажем. И были такие стихи:
Две строчки
И по-своему откликнулась Анна Ахматова, так же неистово проникновенно, как в своей лирике, она заговорила о войне.
Поэзия Великой Отечественной войны и ближайших к ней лет— это хор. Как в полифоническом хоре звучат голоса разных и все же в чем-то близких друг другу поэтов. Интимный голос Ахматовой сочетается с могучим эпохальным голосом Твардовского, они как бы дополняют друг друга,— таких разных в своей индивидуальности, их объединяет искренность и потрясение.
Помню, как один знакомый прислал мне вырезку из фронтовой газеты с текстом песенки «Давай, закурим!». Брат отца прислал вырезку стихов из своей фронтовой газеты. Люди делились радостью, им хотелось, чтобы радость от восприятия поэзии пережил и другой, близкий человек.
«Жди меня» К. Симонова потрясло со страниц газеты всю Россию. Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось с эстрады, звучало по радио.
Одной из любимых песен была «Махорочка», написанная еще до войны, но пришедшаяся по душе именно в войну,— ее текст, такой простой и такой незамысловатый, когда ее пели, идя в строю, ударял по сердцу: «Как получишь письма от любимой, вспомнишь далекие края и закуришь, и с колечком дыма улетает грусть твоя».
Поэт А. Лебедев, погибший на борту подводной лодки, незадолго до смерти написал пронзительные стихи, обращенные к потомку:
Философское осмысление войны пришло потом. Победа над фашизмом, над немецким нацизмом стала темой философских раздумий,— спасение мира от чудовищной идеологии фашизма требовало осмысления, глубокого анализа. И поэзия бралась за решение этой задачи.
Сборник поэзии Отечественной войны и первых послевоенных лет — это энциклопедия жизни народа. Каждое стихотворение — фрагментно, собранные вместе, они создают величественную гигантскую фреску.
«Илиада» и «Одиссея» народной жизни создавались не сразу, а по деталям, по главкам, постепенно, всеми вместе, соборно, как любили говорить в старину,— это труд коллективный, каким были в глубокой древности эпопеи, поражающие нас при обозрении издалека своим величием и грандиозностью. Какой-нибудь старинный собор говорит нам не столько о личности зодчего, сколько о духе народа, символом которого он является. Люди, победившие в себе инстинкт самосохранения, преодолевшие страх смерти,— вот что в основе почти всей лирики,— и это чувство, на мой взгляд, лучше всего передал поэт, тогда еще совсем молодой, Павел Шубин, в стихотворении «Полмига»:
ВАСИЛИЙ ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ
О РОДИНЕ
Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ
В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ОКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
СВЕТ — ВСЕМУ СВЕТУ
9 МАЯ
22 ИЮНЯ 1941 ГОДА
ИХ ПАМЯТИ
ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ
Я ВЕРЮ В СВОЙ НАРОД
РАД ОТЕЧЕСТВУ СЛУЖИТЬ
ВСТРЕЧА
МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ
СЛОВО О РОССИИ
ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ...
ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ...
НИКОЛАЙ АСЕЕВ
ЭТО — МЕДЛЕННЫЙ РАССКАЗ...
СЕМЕН КИРСАНОВ
ДОЛГ
ИВАН МОЛЧАНОВ
ДОРОГИ
ВИССАРИОН САЯНОВ
* * *
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ
ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ
ГРУСТНЫЕ ИВЫ
КОНСТАНТИН СИМОНОВ
* * *
* * *
* * *
АЛЕКСЕЙ СУРКОВ
ПЕСНЯ СМЕЛЫХ
* * *
* * *
* * *
УТРО ПОБЕДЫ
НИКОЛАЙ УШАКОВ
ХАРЬКОВ
НИКОЛАЙ РЫЛЕНКОВ
* * *
* * *
* * *
БОРИС ПАСТЕРНАК
СМЕРТЬ САПЕРА
АЛЕКСАНДР ПРОКОФЬЕВ
ТОВАРИЩ, ТЫ ВИДЕЛ
СЕРГЕЙ МАРКОВ
СУВОРОВ
СТЕПАН ЩИПАЧЕВ
22 ИЮНЯ 1941 ГОДА
В ЗАСАДЕ
ГАМЗАТ ЦАДАСА
ЖИЗНЬ И РОДИНА
АНАТОЛИЙ КУДРЕЙКО
ЗАПАСНЫЙ ПОЛК
НИКОЛАЙ ТИХОНОВ
ЛЕНИНГРАД
МОГИЛА КРАСНОАРМЕЙЦЕВ НА ПЛОЩАДИ В БЕЛГРАДЕ
МИХАИЛ СВЕТЛОВ
ИТАЛЬЯНЕЦ
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ЯКОВ ШВЕДОВ
СМУГЛЯНКА
АННА АХМАТОВА
КЛЯТВА
ПЕРВЫЙ ДАЛЬНОБОЙНЫЙ В ЛЕНИНГРАДЕ
* * *
МУЖЕСТВО
* * *
ГЕОРГИЙ СУВОРОВ[1]
ПЕРВЫЙ СНЕГ
КОСАЧ
НИКОЛАЙ ОТРАДА[2]
МИР
* * *
НИКОЛАЙ МАЙОРОВ[3]
* * *
ВЛАДИСЛАВ ЗАНАДВОРОВ[4]
НА ВЫСОТЕ «Н»
ВЛАДИМИР ЧУГУНОВ[5]
ПЕРЕД АТАКОЙ
ПОСЛЕ БОЯ
БОРИС БОГАТКОВ[6]
ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ
ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ В БЛИНДАЖЕ
БОРИС КОСТРОВ[7]
ПОСЛЕ БОЯ
ВСЕВОЛОД ЛОБОДА[8]
НАЧАЛО
ВАСИЛИЙ КУБАНЕВ[9]
ТЫ ДОЛЖЕН ПОМОГАТЬ
АЛЕКСЕЙ ЛЕБЕДЕВ[10]
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПОХОДА
НА ДНЕ
МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ[11]
* * *
ПАВЕЛ КОГАН[12]
* * *
БОРИС КОТОВ[13]
* * *
ЛЕОНИД ВИЛКОМИР[14]
* * *
ЮРИЙ ИНГЕ[15]
ТРАЛЬЩИКИ
АЛИ ШОГЕНЦУКОВ[16]
ПРИЗЫВ
МУСА ДЖАЛИЛЬ[17]
ВОЛЯ
ПРОСТИ, РОДИНА!
АЛЕКСАНДР АРТЕМОВ[18]
КОРАБЛИ УХОДЯТ В МОРЕ
ДЖЕК АЛТАУЗЕН[19]
РОДИНА СМОТРЕЛА НА МЕНЯ
ФАТЫХ КАРИМ[20]
ДИКИЕ ГУСИ
КОНСТАНТИН БЕЛЬХИН[21]
ПИСЬМА
ВСЕВОЛОД БАГРИЦКИЙ[22]
ОДЕССА, ГОРОД МОЙ!
СЕМЕН ГУДЗЕНКО
* * *
ПЕРЕД АТАКОЙ
* * *
* * *
ВИКТОР ГУСЕВ
НА ГРОЗНУЮ БИТВУ ВСТАВАЙТЕ!
КАЗАК УХОДИЛ НА ВОЙНУ
ИОСИФ УТКИН[23]
ТЫ ПИШЕШЬ ПИСЬМО МНЕ
СЕСТРА
ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ
ЗЕМЛЯ
СУДЬЯ
МИЛЫЕ КРАСАВИЦЫ РОССИИ
АЛЕКСАНДР ЯШИН
* * *
* * *
НЕ УМРУ
АЛЕКСЕЙ НЕДОГОНОВ
22 ИЮНЯ 1941 ГОДА
ПРЕДСКАЗАНИЕ
МАТЕРИНСКИЕ СЛЕЗЫ
ДОЛГ
НИКУЛ ЭРКАЙ
НАД ПОЛЯМИ ШУМ...
АЛЕКСАНДР ЧУРКИН
ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ
СЕРГЕЙ ПОДЕЛКОВ
ОФИЦЕР
ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
ВОЛХОВСКАЯ ЗИМА
ПАВЕЛ ШУБИН
ПОЛМИГА
* * *
В СЕКРЕТЕ
АНАТОЛИЙ СОФРОНОВ
ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС
ПЕСНЯ О ДВАДЦАТИ ВОСЬМИ
ОТ КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ ЗАСТАВЫ
ПО-ЗА ДНЕПРОМ
ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ
* * *
ИВАН БАУКОВ
ГОРИТ ВАРШАВА
ГОВОРИ МНЕ О РОССИИ...
ПЕДЕР ХУЗАНГАЙ
ЖУРАВЛИ
ПЕТР НЕФЕДОВ
БЕССМЕРТИЕ
МИХАИЛ ДУДИН
СОЛОВЬИ
СЕРГЕЙ ОРЛОВ
* * *
* * *
* * *
ПАРОМЩИК
АТАКА НА РАССВЕТЕ
В КИНО
ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ
* * *
ФЕВРАЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
СТИХИ О СЕБЕ
ДМИТРИЙ КЕДРИН
* * *
ДМИТРИЙ КОВАЛЕВ
КАМЕНЬ
АЛИМ КЕШОКОВ
НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПОРТРЕТ
АЛЕКСАНДР КОВАЛЕНКОВ
ПАМЯТНИК
* * *
* * *
АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ
СОЛОВЬИ
ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ?
ДАВИД КУГУЛЬТИНОВ
ВЫСОТА
ВАСИЛИЙ КУЛЕМИН
РОДИНА
НИКОЛАЙ ГРИБАЧЕВ
ИДУ!
ПРАГА
МИХАИЛ ЛУКОНИН
ПОЛЕ БОЯ
КОЛЕ ОТРАДЕ
ПРИДУ К ТЕБЕ
СТАЛИНГРАДСКИЙ ТЕАТР
МОИ ДРУЗЬЯ
СЕРГЕЙ НАРОВЧАТОВ
ОБЛАКА КРИЧАТ
В ТЕ ГОДЫ
КОСТЕР
ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВ
ДВЕ СТАЛИ
ВАСИЛИЙ СУББОТИН
* * *
30 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА
БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА
СЕРГЕЙ СМИРНОВ
ШИПОВНИК
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
БОРИС СЛУЦКИЙ
КЁЛЬНСКАЯ ЯМА
ВОЕННЫЙ РАССВЕТ
АЛЕКСАНДР РЕШЕТОВ
* * *
ЛЕОНИД РЕШЕТНИКОВ
НОЧНАЯ АТАКА
НИКОЛАЙ ПАНОВ
ДОМ СТАРШИНЫ
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ
ПАРТОРГ
ГЛЕБ ПАГИРЕВ
* * *
НА ПЕПЕЛИЩЕ
ВАСИЛИЙ ЖУРАВЛЕВ
* * *
СЕРГЕЙ ОСТРОВОЙ
БРАТЬЯ
ПЕЙЗАЖ
ЮРИЙ МЕЛЬНИКОВ
МЫ УХОДИЛИ ПРИЗЫВАТЬСЯ..
НИКОЛАЙ БУКИН
ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ
КАЙСЫН КУЛИЕВ
ЛИРИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ
* * *
ВИКТОР ГОНЧАРОВ
* * *
* * *
ЕВГЕНИЙ ВИНОКУРОВ
* * *
* * *
* * *
ВАДИМ ШЕФНЕР
ЗЕРКАЛО
СЕМАФОР
ВЛАДИМИР ТУРКИН
В ОКОПЕ
ЕВГЕНИЙ ДОЛМАТОВСКИЙ
УКРАИНЕ МОЕЙ
РЕГУЛИРОВЩИЦА
СЕРГЕЙ АЛЫМОВ
ВАСЯ-ВАСИЛЕК
ПЕТР КОМАРОВ
АЭРОГРАД
СУНГАРИЙСКИЕ БОЛОТА
ВЛАДИМИР КАРПЕКО
ПОСЛЕ РАЗВЕДКИ
2 МАЯ 1945 ГОДА В БЕРЛИНЕ
МУСТАЙ КАРИМ
ДОЖДЬ
УКРАИНЕ
ВАСИЛИЙ ЗАХАРЧЕНКО
МОСТ
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ
ПОЛЕ РУССКОЙ СЛАВЫ
ЗЕМЛЯКАМ-СИБИРЯКАМ
ЛЕВ ОШАНИН
* * *
ДОРОГИ
ВЛАДИМИР ЖУКОВ
АТАКА
МАМА
«НА ЗАПАД»
РОССИЯ
ЯКОВУ ШВЕДОВУ
МЫ ПРОСИМ ОБ ОДНОМ ТЕБЯ, ИСТОРИК
НА МАМАЕВОМ КУРГАНЕ
КОНСТАНТИН ВАНШЕНКИН
ВИНТОВКА
БЫВШИЙ РОТНЫЙ
ПЕРВОГОДКАМ
* * *
ЮЛИЯ ДРУНИНА
* * *
* * *
ЗИНКА
СОЛДАТСКИЕ БУДНИ
В ШКОЛЕ
МИХАИЛ ЛЬВОВ
* * *
* * *
МАРК ЛИСЯНСКИЙ
МОЯ МОСКВА
ГРИГОРИЙ КОРИН
НОВОРОССИЙСКИЙ ВОКЗАЛ, 1943 г.
ДАВИД САМОЙЛОВ
СЕМЕН АНДРЕИЧ
ГРИГОРИЙ ПОЖЕНЯН
ЭПИЛОГ
БУЛАТ ОКУДЖАВА
ВДОВА
АЛЕКСАНДР МЕЖИРОВ
КОММУНИСТЫ, ВПЕРЕД!
МУЗЫКА
НИКОЛАЙ СТАРШИНОВ
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
ЛЕОНИД МАРТЫНОВ
НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ
П67 Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет / Сост. В. М. Курганова, вступ. статья Е. М. Винокурова. — М.: Сов. Россия, 1983.— 256 с., ил.— (Школьная б-ка).
В этот сборник вошли стихотворения поэтов нескольких поколений, ибо с первых дней войны вся советская поэзия вступила на солдатскую дорогу. От Демьяна Бедного до самых юных, от тех, которые уже обрели славу, до тех, которых она еще ждала. Все они стали воинами, проявили себя как истинные патриоты социалистической Отчизны, кровно связанные с народом. Именно поэтому голос их музы, как сказал наш великий русский поэт, «звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
С62
Составитель Валентина Михайловна Курганова
ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
Редактор
Художественный редактор
Технический редактор
Корректоры
ИБ № 3150
Сдано в набор 06.05.83. Подписано в печать 16.08.83. А04600. Формат 84X108/32. Бумага типогр. № 1. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. п. л. 13,44. Усл. кр.-отт. 13.97. Уч.-изд. л. 11,86. Тираж 100 000 экз. Заказ № 101. Цена 90 к. Изд. инд. ЛД-442.
Ордена «Знак Почета» издательство «Советская Россия» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103012. Москва, проезд Сапунова, 13/15.
Набрано и сматрицировано в типографии издательства «Радянська Україна». 252006. Киев, ул. Анри Барбюса, 51/2.
Отпечатано на Книжной фабрике № 1 Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Электросталь Московской обл., ул. им. Тевосяна, 25.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»
Вышла в свет книга:
Огни над Амуром
Сборник прозаических и поэтических произведений, посвященных 50-летию легендарного города Комсомольска-на-Амуре, рассказывает о рождении и становлении города в тайге, о его первостроителях — комсомольцах 30-х годов. Сюда вошли известные произведения Е. Долматовского, В. Кетлинской, В. Багрицкого, Л. Татьяничевой и другие.