Перед вами короткие зарисовки и мини-рассказы. О жизни, о любви. Размышлизмы и философия.
Всего в сборнике 12 рассказов.
Здесь и живые дни, и молодая мать, и женщина, которая ищет ответы, и русалка, и дети… И даже знаменитый писатель.
Приятного погружения в мир грёз.
Вечность.
Она шла уверенно и спокойно. Не глядя по сторонам. Все давно изучено и известно.
Шаг. И тут пахнет сладко-сладко, даже приторно. Это георгины принесли для Натальи.
Еще шаг. В нос бьет кислый прелый запах, вперемешку с легкой затхлостью… Не убранная трава.
Два шага и поворот. Здесь пахнет конфетами и грушами. Такой легкий аромат. К Валентину Петровичу внуки забегали.
Шаг. Второй. Третий. Поворот налево. Легкий шлейф духов Красная Москва. Судя по всему, недавно забегала Настасья Петровна к сыночку.
Еще пять шагов. И вот она, моя калитка. Скрипнула: «Привет». Моя старая подружка, смотрит за сестрой. Села на скамейку, такую мягкую и уютную. Здесь всегда хорошо… И ветерок покачивает кроны деревьев, под шелест листьев щебетание воробьев..
– Ну, вот и я, родная, – сказала старушка, поставив свою белую тихую палочку, и сняла черные очки.
Осенний поцелуй
Снова 15 сентября. Каждый год мы ходили в гости к тёте Майе. День рождения – обязательный праздник. Нельзя пропускать.
Тётя Майя живёт одна. Единственный сын погиб в аварии, муж ушёл. Остались только мы – племянники. Она учительница с большой буквы. Одинокая и гордая. Любит тишину, поэтому с соседями в плохих отношениях. К 60 так и не завела кошек. Постоянно учиться новому. Игра на гитаре, компьютерная грамотность, танцы…
Всегда несем букет роз. Чайных – ее любимых. И киевский торт. Тётя Майя встречает нас с объятиями и поцелуями. Нежными. Но прохладными, как будто осень встретила лето. Каждый раз – плов из курицы. Тарелки с японскими узорами. Красивые разноцветные чашки . И разговоры. В основном говорит она, ей нужно. А мы слушаем, соглашаемся и киваем. Вечер проходит незаметно. По-домашнему уютно. Когда мы уходим, она старается отдать всю еду, что приготовила, а еще сладости (подарки на 1 сентября от благодарных родителей). И мы прощаемся – до следующего праздника.
Уже 2 года ее нет. 15 сентября гуляю и прихожу к ее дому. Как? Не знаю. Чудеса подсознания, наверное… Ловлю себя на мысли, что чуть не позвонила в домофон. Ветерок пошевелил волосы на голове и дотронулся до щеки. Осенний поцелуй. « С днем рождения, тётя Майя…»
Круговорот.
Я лежала с закрытыми глазами и знала, что он пришел. Он не мог не прийти. Каждый седьмой день был его. Всецело и без перерыва, ни смотря, ни на что. Неважно, какая погода. Без разницы какое настроение. И ему все равно кто дома.
Каждый раз приходит тихонько, как мышка, и садился рядом.
Он уже не малыш, а довольно взрослый ребенок. Ему 10-11 лет. Игривый как котенок, но, в тоже время, очень вдумчивый стратег. И не мудрено. Он всегда второй, как ни крути, как ни старайся. Второй.
Изначально это его злило и огорчало, а потом он понял, что быть вторым это классно. На тебе не висит куча чьих-то надежд, ты никому ничего не должен. Ты свободен от ожидания – это окрыляет и вселяет столько сил, что много и получается. И эти победы – они более сочные и яркие.
Я открываю глаза и смотрю на него. Он такой же, как всегда. Слегка взлохмаченные русые кудрявее волосы. Но не безобразно, а небрежно и очень мило. Яркие глубоко-посаженные зеленые глаза с озорным прищуром. Сидит, улыбается, что невольно повторяешь за ним. Одет он просто в обычную белую футболку и шорты. Вроде и как все, но выделяется.
– Давай делать зарядку. Вместе веселее. – И подмигиваю ему. А он с радостью соглашается, как всегда. Но и без дурачеств никуда.
А потом был завтрак, обед и ужин. И куча дел и отдых. Но я знала, что не одна. Что он рядом и всегда поможет. Как умеет, со всей силой и серьезностью Его понимание и спокойствие завораживает. Я знала, что всегда можно с ним посмеяться, и он поддержит любую шутку. И всегда мы с ним сворачивали горы.
И вот наступала ночь и я знала, что утром его не будет… Что я закрою глаза, он посидит немного и уйдет… Чтобы через шесть дней вернуться.
Спасибо тебе, мой Вторник.
Август.
Время странная штука: тащиться, лежит, идет, бежит, ускоряется. И снова лежит и ползёт.
Он пришел внезапно, с порывами ветра и небольшим дождем. Конечно, мы его ждали, но каждый его приход – как стук топора в притихшем лесу. Понимаешь, что неизбежно. По-другому нельзя… Или можно? Никто не проверял.
Весь солнечный с зелеными глазами, открытыми широко. Улыбка, которой поддаются все и растягивают мимо воли рот до ушей.
– Ну, проходи родной. А мы уже устали от жары. Спасибо, что зашел. Садись.
Он не заставляет себя просить дважды: вваливается в сапогах прямо на кухню. Запах заползает в нос, до самого желудка: терпкий, приятный пряный. Незабываемый.
– Я не вовремя? Ну, простите, ждать не мог. Столько вам принес.
Не давая нам опомниться, достает из рюкзака мед, белый налив, синий виноград и сливы. Следом из карманов сыпет лисичками и зерном.
– Чем богаты. А еще, что покажу…
Он вскакивает, не давая нам опомниться, и бежит к двери.
– Идём! Времени не так много!
Мы подхватываемся и летим следом. Действительно, времени не много, а хочется успеть все, что еще не сделали этим летом. Август, с ним мы всегда успеваем посмотреть самое интересное.
Весенний лес
Ольга шла своей обычной дорожкой. Быстро, так как не умела ходить медленно. В голове крутились различные мысли, причем так много, что пришлось выйти на улицу и освежить голову. Ну почему именно сегодня Вера решила к ней зайти и сообщить, что нужно отдать долг. Ведь был договор на год. И она точно знала, что деньги ей не нужны, что делает она это из вредности, чтобы насолить. И бабушка заболела серьезно: нужно к ней ехать. А это очень далеко – в Красноярск. А это значит нужно с работой разбираться, куда-то пристраивать попугая Конрада и любимых пушистиков: Валеру и Василину. Плюс на мужа оставлять близнецов и дочку, а он же в командировках все время. Помощь ему – это ее мама. Но отношения у тещи с зятем, мягко говоря, не очень.
Незаметно для себя она приблизилась к лесу. Прокручивая в голове различные варианты дальнейшей жизни, она вдруг встала как вкопанная и произнесла:
– Весна…
А все потому, что она услышала, как с ближайшей сосны упал снег, да с таким звонким шумом: ШАХ! А следом застучал дятел: ТУК! Тук-тук-тук! Тишина. Тук-тук, тук-тук-тук. Снова все притихло секунд на 20. И опять Тук, тук-тук-тук. И снова тихо.
Девушка вся встрепенулась и огляделась по сторонам. Сама того не замечая, она довольно далеко в глубь леса зашла. Вздохнув, Оля услышала легкий стук, как будто кто-то бросил небольшой снежок в нее, но не попал. Она испуганно вздрогнула и начала смотреть по сторонам. Но вокруг, ни души. И тут ей стало все понятно. Со скворечника, который был приколочен к сосне, упала льдинка. А так как снега еще много, получился бросок.
Ольга стояла на месте, а голове появилась ясность и свежесть. Она закрыла глаза, чтобы максимально насладиться моментом.
– Фить, фить, фю, – услышала она меланхоличное пение снегиря. Потом легкий взмах крыльев и голос его начал удаляться и совсем исчез.
Хрум, хрусь, хрусь. Это донеслось издалека. Заяц пробежал. А следом резкое металлическое: «Клее, клее!» Потом еще, следом в два, три, четыре голоса. Шарк, шарк. Тттт, ттт. Это клесты прилетели подкормиться.
Пока девушка стояла, она нисколько не замерзла, а даже наоборот, захотелось расстегнуться. Рядом было слышно журчание ручейка. Он катился с горочки с таким веселым и звонким пением, но совсем не громко, так как ширина его была с ладошку.
Оля открыла глаза и с восторгом повторила:
– Весна!
Начало новой жизни. В голове все проблемы выстроились в стройный ровный ряд событий, которые легко все решались.
Закат не может быть одинаковым.
Очередная поездка: все как обычно. Ехала и смотрела в окно. Солнце клонилось к горизонту и полыхало ярким цветом. Вниз уходили треугольные дымчатые лучи, которые застревали, не доходя до земли. Невероятное зрелище, которое не оставило меня равнодушной
– Обалдеть, как красиво, – сказала и показала брату на закат.
– Ты что, закатов никогда не видела?
– Таких – нет. Посмотри, какой он неземной. Божественное сияние. Там другой мир.
– От края до края
Небо в огне сгорает,
И в нём исчезают
Все надежды и мечты, – пропел брат. – Это еще Кипелов пел про закат. Потерянный рай.
– Нет, это не потерянный рай. Это другая воздушная реальность. Обалдеть, как красиво, – повторила. – Смотри, там как туман внизу. Точно – друга реальность.
– Что ты говорила пьешь?
– Только траву, а что такое?
– Ничего, оно и заметно, – засмеялся брат.
–Ай, ничего ты не понимаешь… Закат не может быть одинаковым!
Город
Я сидела и ждала звонка. Уехала я недавно, но все равно хотелось вернуться. И вот звонок.
– Привет, ну как он? Скучает?
– Нет, он как всегда вежливо молчалив и загадочен. Облачился в свой любимый зеленый свитер и серые брюки и пошел гулять. Ты же знаешь, как он любит гулять.
– Да, конечно. А питается он хорошо?
– Ага. Дома не часто, любит ходить по маленьким ресторанчикам. Ходит, рассматривает все, пробует новое с опаской. Выбирает известное и любимое. А еще загадочно улыбается.
– Улыбается – это хорошо. А я вот скучаю по нему. Как думаешь: выйдет меня встречать?
– Скорее всего – да. Он же сентиментален. Кстати, он разложил все твои книги по порядку, сделал тетрадь со списком книг, разложил всю твою одежду по видам. Сложил так аккуратно, что пол шкаф теперь свободно.
– Тоже скучает. Он как настоящий педант нашел себе занятие по душе. Значит, точно встретит. Как думаешь, он поговорит со мной?
В трубке повисла тишина и далекий гул голосов. Правда, ничего понятно не было. Потом легкий шорох и трогательное и нежное дуновение в трубку. Все-таки подошел…
– Ну, здравствуй, Минск.
Доска объявлений.
Пока стояла и ждала сестру после занятий, невольно стала читать, что написано на доске объявлений. Сначала глаза просто пробежались по ней, а потом стало интересно.
«Расписание занятий групп»
«Хиромант. Дам ответы на Ваши самые заветные вопросы. У меня связь с создателем. 100% гарантия при 100%оплате. Ищите в телеграмме ник Hirootvet.»
«Танцевальный коллектив «Floral mood» ищет 2х девушек с хорошими физическими и внешними данными. Обор в субботу 15 марта в 14 00 в спортивном зале»
«Лечебный массаж. Любой зоны. Обращаться в мед. корпус каб. 213»
«Скажите Хиромант, вы даете ответы на любой вопрос любого студента?»
«Хиромант. Да. Но самые точные ответы для 3 курса»
«Найдены ключи от БМВ на брелке с розовым фламинго. Забрать можно в кабинете 354»
«Уважаемые студенты! Обращаем ваше внимание, что книги нужно сдавать в библиотеку вовремя! И что вы отвечаете за те книги, которые взяли почитать»
«Хиромант, а ответы для профессора Варимана Анатолия Владимировича тоже будут?»
«Обращаем ваше внимание, что за вещи, оставленные в одежде, сданной в гардероб, университет ответственности не несет»
«КВН. Университетская лига ¼ финала. Не пропустите. Ваши любимые команды: Хитрые лисята. Гип гип ура. Маменькины сынки. ВОЗДУХЛЯ. Не пропустите интересную игру. 23 марта в 19 00 в актовом зале. Приходите, будет смешно!»
«Хиромант. К сожалению, могут дать ответы только молодым и неопытным умам. И вообще, уважаемые студенты, я на больничный ушел. Теперь все сами»
«Сдам квартиру хорошей молодой и ответственной девушке. Квартира в 2х минутах от университета. Звоните по телефону +375…….»
«Гадалка. Знаю, что было. Что есть и Что будет!!! Особенно 3-4 курс. Это ваш шанс, сделать свою жизнь проще и лучше. Пишите в телеграмме Znauotvet»
И тут пришла сестра. Интересно живут студенты, а главное весело.
Ведара
Ведара точила нож. Красивый, блестящий, с зазубринами.
Девушка росла кроткой и покладистой, всегда помогала по хозяйству. Детей посмотреть, никогда не отказывалась. Жених нашелся скоро – приглянулась Ведара. Особая завораживающая красота в ней была, как в огонь смотреть.
Как и положено молодые поселились в доме мужа.
Тихомир днями пропадал в кузнице, а дома всем заведовала его мать, Анисия Богдановна. Вот с первых дней и стала она учить невестку, как и что нужно делать.
– Ведара, ты зачем метлу поставила метёлкой вниз? Нечистую силу не нужно нам призывать.
– Деточка, ты наклонись, наклонись.. Что там под кроватью? Ничего.. Как ничего?! Дай-ка гляну! А это что: под ножками?
– Кто так корову доит? Нужно резко: Раз! Два! И с ритмом!
– Ведара, доченька, салат нужно вот так резать. Тихомирушка любит, как мама готовит.
– Иди овец на поле загони! Не забудь закрыть загон!
Критика ложилась на хлеб, батон, масло и вместо еды. Ведара всё терпела и ни разу свекрови плохого слова не сказала. Тихомиру тоже не жаловалась на мать, а наоборот говорила мужу, что нужно беречь мать.
Все случилось, когда невестка забеременела. Когда в очередной раз Анисия Богдановна начала рассказывать, как нужно делать вареники с вишней, девушка бросила таз на пол. Красные вишни разлетелись во все стороны, как снегири на снегу. Свекровь остолбенела. Ведара подобрала юбки и выбежала во двор, оттуда прямой дорогой убежала в лес. А свекровь, как ни в чем не бывало, убрала все и продолжила хлопотать по хозяйству.
Тихомир вечером пришел с кузницы: красный, потный, но довольный. Как всегда пошёл в баню:
– Ведара, принеси веничек!
Но веник принесла мама. Она рассказала, как беспутная девка убежала и оставила ее несчастную работать одну. Даже слезу пустила. Тихомир ушел искать жену. Была она на речке, около деревни, не пришлось долго искать. Да и не пряталась она. Рассказала Ведара, что свекровь постоянно ее критикует. Тихон поддержал ее.
Он сделал для любимой особый нож. Красивый, блестящий, с зазубринами. Тихомир позвал мать и жену и объявил:
– Ведара – это твое. Оружие, талисман. Чем считаешь, тем и будет. А ты, мама, перестань ее критиковать, пора уже принимать. У нас ребенок на подходе.
Ведара обнялась со свекровью на глазах мужа, а та ей на ногу наступила и стоит счастливая.
Этим утром девушка проснулась раньше петухов, не могла дождаться пока Тихон уйдет в кузницу. Достала нож и хорошенько его заточила, как муж учил. За этим занятием ее застала Анисия Богдановна:
– Доченька, зачем нож точишь?
– Затем, маменька, что теперь я не одна. Придется не только дитя защищать, но и себя. – Махнула несколько раз ножом перед лицом свекрови.
Старуха шарахнулась в угол и обсела там, на некоторое время. Казалось, что гора цветных юбок лежит. Ведара положила нож в маленькие ножны, которые спрятала на груди. Оглянувшись на свекровь, она улыбнулась и запела. С песней пошла огород полоть. Через полчаса к ней присоединилась свекровь. Осунувшаяся, почернелая и немногословная.
Любовь
Голоса стали удаляться. Таня как-будто очнулась от сна. Она четко осознавала, что происходит. Яркий пейзаж перед глазами. Громкие красивые песни птиц. Шум прибоя. Чайки, которые ныряли за добычей.
Люди уходили все дальше. От этого сердце билась чаще, с радостью и ликованием. «Одна! Наконец одна!» – Татьяна орала внутри себя. Кричать вслух – нельзя. Пропадает волшебство. Пропадет свобода.
Она села, потом легла. Закрыла глаза. Кожа впитывала шершавый мокрый песок. Волны добегали до пят – уносились скорее прочь. Звуки вокруг превратились в мелодию, которая приветствовала, обнимала и успокаивала.
«Хорошо», – прошептала Таня, открыв глаза. Руки сами собой легли на еще плоский загорелый живот.
Новый мир.
Вынырнув, молодая русалка ничего не слышала. Вода стояла в ушах и мешала проникновению звука. Это было ее первое появление на воздухе. Начальный этап взросления. Все в новинку. Протянув руку, она с восхищением смотрела в небо:
– Море наполняется. Брызги падают с верхнего океана.
Русалка открывала и закрывала глаза. Ловила кончиком языка пресные капли. Бесконечно удивлялась их вкусу. Цвет капель – очаровательный и трогательный: прозрачно-синий, прозрачно-желтый, прозрачно-зеленый… Необыкновенные и живые. Как сама жизнь.
Сложив ладони в кораблики, Русалка пыталась их наполнить каплями с неба. Но не удавалось. Теплые мягкие и пушистые, они ускользали и падали в море, наполняя его светом и красотой.
– Ахах! – восторг и счастье звучал в голосе.
А впереди ее ждало еще много удивлений. Появлялась радуга.
Встреча С Иваном Ефремовым
С 2015 года, каждое лето я волонтер в археологических раскопках в Крыму. Откапываем Некрополь Кыз Аул. Необыкновенное место. Стараюсь помогать, как умею. Хорошо, силой не обделен.
Яркое солнце. Жара. Ребята откопали кусок стены размером с дверку легковой машины. Пока не понятно, что там изображено. Тащу ее в тень к экспертам. Пот льется по носу, по спине. Вот он – холодок.
В тени сидит один археолог. Парень лет 30 со смешной шапкой на голове. Серая кепка с большим козырьком, на котором мотоциклетные очки. Сидит и что-то пишет, не замечая никого вокруг. Лицо показалось знакомым, а в голове зазвучала имя:
– Иван Антонович…
– А? – встрепенулся парень.
– Ой, а я что, вслух сказал?
– Да, – засмеялся Иван. – Что принес, давай скорее, – с нетерпением стал он рассматривать барельеф, помогая себе кисточкой. – Так, мужчина на коне… Слева девушка. Угу. – Он так самозабвенно погрузился в работу, с такой любовью и отдачей, что я стоял на месте и ждал чуда вместе с ним.
– Вы настоящий? – вырвалось у меня.
– Конечно, – продолжая работать, ответил Иван.
– Вы любите учиться?
– Я, как любой комсомолец, люблю и обязан учиться и приносить пользу Родине.
– Комсомолец… – «Я не так услышал», – подумал я. Солнце нещадно жарит.
– Что вы думаете про будущее? – Иван оторвался от работы и посмотрел мне в глаза:
– Будущее за Человеком.
Меня окатило холодной водой. « Стоп. Какая вода?» – пронеслась мысль.
– Борис! Ты меня слышишь? Ты сознание потерял на солнце. Нужно отдохнуть. Приходи вечером, как в себя придешь.
Я осмотрелся. Лежу на земле в самом центре раскопок. Мокрый. Кепку сегодня забыл. Чего только не привидится. Самого Ефремова встретил, надо же…