Девочка Лиза случайно спасает от хулиганов кота Баюна. В нашем мире кот оказался не случайно — он ищет богатырей, ведь в тридесятом царстве появился загадочный вор. У волшебных героев пропадают магические предметы и свойства. Сам Баюн лишился голоса. Лиза вызывается помочь.
‒ Мяу, мя-у-у-у, ‒ черный кот ловко увернулся от летящего камня и запрыгнул на забор.
‒ Илья, Лешка, отойдите! Ах вы, хулиганы! ‒ Лиза бросила лопатку, вылезла из песочницы и решительно направилась к мальчишкам.
‒ Я сейчас все Арине Сергеевне расскажу, ‒ пообещала она громко. Друзья переглянулись и отступили от забора.
‒ Ябеда, ‒ буркнул Илья, а Леша показал язык. После чего они нехотя направились к горке.
‒ Не бойся, они тебя не тронут, ‒ Лиза помахала коту, который пристально смотрел на нее с забора. Глаза у него были зеленые, усы торчком, а шерсть так и блестела на солнце.
‒ Я и не боюсь, ‒ ответил он вдруг. ‒ Просто ошибся. Искал героев, а их здесь нет.
Лиза охнула и прикрыла рот рукой ‒ кот разговаривал. Или, может, это мальчишки над ней шутят. Она повертела головой — нет, те уже с визгом съезжали с горки, расталкивая всех вокруг.
‒ Да я это говорю, я! ‒ Кот спрыгнул с забора и уселся прямо у ее ног.
‒ Ух ты! ‒ обрадовалась Лиза. ‒ Скажи еще что-нибудь.
‒ Не люблю просто так болтать, ‒ фыркнул кот. Лиза понимающе кивнула и спросила:
‒ Скажи тогда, зачем ты героя искал?
Кот махнул хвостом.
‒ У нас в тридевятом царстве беда. Пропадает волшебство. Думаешь, я бы от этих мальчишек прятался на заборе, если бы сила моя при мне была.
‒ У тебя есть сила? ‒ Лиза попыталась вспомнить котов из сказок. ‒ Волшебный коготь, что ли? Или сапоги?
‒ Нет, ‒ отмахнулся кот. ‒ Я кот Баюн, всех могу убаюкать-укачать. Хотя сейчас вот уже не могу. Один хрип остался.
‒ Был кот Баюн, стал кот Хрипун, ‒ заметила Лиза. Она погладила кота по спине: ‒ Может быть, я смогу помочь?
‒ Вообще я героя ищу. Обычно всегда за героем в Большой мир вестника отправляют. Но что-то не видно здесь героев. Илья не Муромец оказался. Да и Леша не Попович. Тебя-то как зовут? Может, Василиса?
‒ Нет.
‒ Тогда Елена?
‒ Нет, я Лиза.
‒ М-р-р-р, ‒ кот задумался. ‒ А что, будешь Лиза Храбрая. Очень героическое имя.
Имя Лизе понравилось.
‒ Я согласна.
‒ Тогда в путь, ‒ кот потерся о ее ногу.
‒ Куда в путь? ‒ испугалась она. ‒ Мне нельзя из садика уходить!
‒ Не волнуйся. Ты и не уйдешь. Пропадешь, а потом снова появишься — никто не заметит. ‒ успокоил Баюн. ‒ Смотри мне в глаза. Петь я не могу, но уж в царство доставить сумею.
Лиза посмотрела в изумрудные глаза кота — и вдруг все вокруг стало зеленым, куда-то поплыло, и она заснула.
‒ Кто это? ‒ услышала Лиза сквозь сон, и перевернулась на бок. Но тут же вспомнила про кота, волшебство и тридевятое королевство. Она быстро села и открыла глаза. Прямо перед ней стояло круглое лохматое существо с большой головой. Приглядевшись, она увидела, что это не лохмы, а ветки да листва торчат во все стороны. Вместо тела на толстых корнях-ногах качался темный поросший мхом пень. Существо неодобрительно морщило веточные брови.
‒ Ты, дедушка леший, не торопись, сначала выслушай. ‒ Вперед выступил кот Баюн. ‒ Героев в большом мире не нашлось, зато я привел Лизу Храбрую, которая нам поможет.
‒ Лиза. Храбрая. Не слышал про такую, ‒ замотал ветвями леший, и вокруг раздались недоуменные голоса. Лиза огляделась по сторонам. Кого здесь только не было: скрипучие лешие, кикиморы в болотной тине, и даже русалки с длинными зелеными волосами. Все шумели, размахивали руками и выглядели очень сказочно. Но больше всех ей понравился светловолосый и голубоглазый мальчик. Он не возмущался, а наоборот, с такой надеждой глядел на Лизу, что ей сразу же захотелось помочь.
Заметив, что она на него смотрит, мальчик махнул рукой.
‒. Я Лель. Здравствуй, Лиза Храбрая. Нам очень нужна твоя помощь!
Лиза улыбнулась и встала. Вокруг шумел лес, но не темный и густой, а светлый березовый, сквозь который пробивались солнечные лучи. В них все казалось волшебным и совсем не страшным.
‒ Я постараюсь! ‒ пообещала она и спросила громко: ‒ Что у вас пропало?
‒ У меня свирель, ‒ огорченно произнес Лель, подойдя поближе. ‒ Эта свирель волшебная. Когда я на ней играю, у всех на душе радостно и спокойно. Без нее теперь нечем грусть-тоску прогонять.
‒ А у Жар-птицы перья утащили, ‒ встрял леший. ‒ Мы теперь по вечерам читать не можем. Раньше-то она нам всю полянку-читальню освещала.
‒ У кота Баюна голос, у Леля свирель, а у Жар-птицы перья, ‒ задумалась Лиза. ‒ Что же делать?
‒ Это ты нам скажи, что делать, ‒ проворчала старая кикимора. ‒ Мы тебя для этого и позвали.
Лиза выпятила подбородок:
‒ Показывайте, где волшебные предметы пропали ‒ будем следы искать.
Все закряхтели одобрительно, закивали и повели Лизу к опушке. Там, на ветке высокого раскидистого дуба сидела, закрыв глаза и нахохлившись, красивая золотая птица. На голове у птицы топорщился красно-оранжевый хохолок, крылья переливались, грудка поблескивала. Вот только хвост был серый и облезлый.
‒ Жар-Птица! ‒ охнула Лиза, разглядывая ее со всех сторон. ‒ Здравствуй. Расскажи, пожалуйста, как твои перья исчезли.
Птица приоткрыла глаз и посмотрела на Лизу.
‒ Я Лиза Храбрая, из Большого мира. ‒ представилась Лиза. ‒ Я обязательно найду вора и верну тебе перья. Если ты мне поможешь.
Птица слетела вниз и грустно вздохнула.
‒ Ох, печальная это история. Ночью я летала на поле пшеницу поклевать, ‒ начала она. ‒ Прилетела утром, уснула здесь, на ветке. Вечером проснулась — перьев нет.
‒ Ветка высоко, значит, это кто-то большой перья из хвоста вытащил, ‒ решила Лиза. Она осмотрела все вокруг, но кроме тонких гладких прутиков одинакового размера ничего странного не заметила. Она собрала прутики в пучок и заткнула за пояс.
‒ Понятно. Отправляемся дальше. Кот Баюн, где твой голос исчез?
Кот прыгнул на тропинку, ведущую из леса.
‒ В деревне. Только туда пройти придется через лес да поле. Я покажу дорогу.
‒ Я с вами полечу, ‒ вдруг встрепенулась птица. ‒ Не хочу здесь одна сидеть, без хвоста. Спать не могу, есть не могу, лучше вам помогу.
До поля они добрались быстро. Лес был светлый, тропинка ровная, а Баюн всю дорогу рассказывал им истории — Лиза даже не заметила, как они вышли к кромке пшеничного поля. На другом его конце виднелись треугольнички крыш. Пробираться между колосьев Лизе понравилось меньше. Она все время цеплялась волосами или одеждой за сухие чешуйки или острые колоски. Когда они, наконец, вышли к деревне, аккуратная косичка у нее сбилась на бок и из нее торчали в разные стороны пушистые пряди.
‒ Может, будешь теперь Лиза Лохматая? ‒ предложил, весело мяукнув, Баюн. Но тут же отвлекся, потому что они подошли к самому первому деревенскому дому. Здесь Баюн остановился, юркнул в щель между досками забора и поманил всех за собой
‒ Вот тут я дремал, когда мой голос похитили. ‒ ткнул он лапкой в охапку сена, лежавшую около забора. ‒ Заснул под свои песни, а проснулся ‒ один хрип.
Все разбрелись в стороны и стали осматривать сено и деревенский двор. Жар-птица взлетела на крышу, но оттуда ничего нового не увидела.
‒ А это что? ‒ Лиза показала на едва заметные следы, ведущие вдоль забора к пыльной дороге. ‒ Как будто ворона прошла, только большая.
‒ Они ведут прямо к моему пруду, ‒ заволновался Лель, показывая рукой куда-то вдаль.
‒ Вперед, на поиски преступника! ‒ закричала Лиза, и побежала по дороге, приглядываясь к уже занесенным пылью следам.
Дорога извивалась между полем и деревней, и быстро довела их до небольшого пруда. Все берега его заросли тростником — высокий и блестящий, он загадочно шелестел на ветру.
‒ Здесь я обычно играл на свирели, и детям вырезал дудочки из тростника, ‒ грустно сказал Лель, показывая на вытоптанную круглую полянку у самой воды. ‒ В тот день кто-то позвал меня из-за кустов, просил о помощи. Я побежал помогать, а свирель оставил на берегу. Никого не нашел, а когда вернулся, свирель пропала.
Лиза покачала головой ‒ следы около пруда были четкие, трехпалые. На чьи же следы они похожи?
‒ Может, это динозавр? ‒ пришла ей в голову страшная догадка. Но Лиза тут же вспомнила, что она в сказочном царстве. Здесь динозавры не водились. ‒ Или Змей Горыныч.
‒ Точно! ‒ закричал Лель. ‒ Следы один в один его.
‒ Нет, не он это, ‒ чирикнула Жар-птица. Она сидела на самом краю пруда, окунув пыльные лапы в воду. ‒ Горыныч столько не ходит. Он летать любит. А здесь следы снова ведут к дороге.
И правда, трехпалые следы, потоптавшись у пруда, снова направились к дороге.
‒ Тогда идем дальше, ‒ предложила Лиза. Все вздохнули, но согласились.
Идти по дороге было совсем не весело. Пыльно, солнце светит жаркое, мухи летают, и пить очень хочется. Лиза даже подумала, как же герои в сказках столько ходят ‒ это же тяжело. Еще и меч несут тяжелый.
‒ На то они и герои, ‒ сказала она себе и не стала жаловаться, хотя очень хотелось. Тем более, что впереди на дороге показалась темная фигурка. Подойдя ближе, Лиза увидела, что это невысокий лохматый старичок в штанах и рубахе, перевязанной веревочкой. Заметив их, старичок прибавил ходу.
‒ Вот он, воришка, стой! ‒ закричала Лиза и бросилась за ним следом. Несмотря на усталость, она его быстро догнала и крепко схватила за рукав. ‒ Верни волшебные предметы!
‒ Какие еще предметы? ‒ заохал старичок, стараясь вырваться.
‒ Не обманывай, это ты их унес. ‒ сердилась Лиза.
‒ Погоди, ‒ замурлыкал рядом кот Баюн. ‒ Не вор это. Он сам пострадал.
‒ Правда? ‒ Лиза разом отпустила рукав. ‒ У Вас тоже что-то украли.
‒ Это меня украли. У моего дома, ‒ запричитал старичок. ‒ Как же там все без меня. И Митька, и Ленка, и Настенька-несмышленыш.
Жар-птица подлетела и села Лизе на плечо.
‒ Лиза, это домовой Никифор. ‒ объяснила она. ‒ У него волшебство особое — он в доме порядок наводит. Его, видно, целиком утащить хотели.
‒ Да, ‒ закивал тот. ‒ Выглянул за дверку, а там лапа меня схватила да потащила. Еле вырвался. А где дом мой не знаю. Дом-то без меня развалится. Все ж пропадут.
И старичок снова заплакал-запричитал.
‒ Лапа утащила? Чья лапа? ‒ быстро спросила Лиза.
‒ Не знаю. Я не видел. Она меня хвать поперек пуза, лицом вниз ‒ только земля замелькала.
Лиза села прямо на дорогу. Что же это за вор такой неуловимый! И как его ловить?
Пока она размышляла, Никифор обошел ее со спины и подергал за пояс.
‒ Какие прутики у тебя хорошие, один к одному. Можешь дать? У меня как раз метла вся растрепалась.
Лиза вытащила прутики, которые нашла под деревом Жар-птицы и протянула домовому.
‒ Ай да прутья, лучше, чем у бабы Яги. — не мог нарадоваться Никифор. — Вот похвастаюсь ей, когда метлу починю.
Лиза подскочила на месте.
‒ Что-то? Прутья…Баба Яга…метла.
Она схватила домового за руку.
‒ Никифор, а могла вас лапа избушкина схватить?
Домовой задумался, а потом расплылся в счастливой улыбке.
‒ Точно, она! Избушка куроногая! Я и думаю, запах-то знакомый: курицы да смолы сосновой. И с чего она вдруг?
‒ Баба Яга! — закричали все.
‒ Ох уж эта разбойница!
‒ Ну я ей покажу!
Все перебивали друг друга и возмущались, пока Лиза не спросила:
‒ Вы знаете, где избушка стоит?
‒ Конечно, знаем, ‒ кивнул кот. ‒ Она всегда в чащу лесную к старому камню возвращается.
‒ Тогда снова отправляемся в лес. Скажем, чтобы отдала нам все предметы. ‒ решительно заявила Лиза.
Домовой решил идти с ними ‒ все лучше, чем на дороге сидеть. Миновав поле да опушку, они пошли по тропинке прямо в лесную чащу. Долго шли, вокруг становилось все темнее и холоднее, пока, наконец, впереди не показалась полянка. В траве торчали большие мясистые мухоморы, а по краям росли колючие кусты малины. В центре полянки подпрыгивала самая настоящая избушка на курьих ножках. Она перетаптывалась, качала боками, пару раз даже крутанулась на месте. Рядом стояла большая ступа с метлой.
‒ Смотрите, прутики в метле как раз такие, как я нашла, ‒ обрадовалась Лиза. И повернувшись к домовому, добавила: ‒ Нужно их вернуть, раз это бабы Яги метла. Они же, наверное, волшебные.
Никифор поворчал, но положил пучок прутьев в ступу. Лиза кивнула и звонко сказала:
‒ А ну-ка, избушка встань к лесу задом, а ко мне передом.
Избушка, подпрыгивая, повернулась к ним передом. Маленькая кривая дверца скрипнула и открылась. Лиза первая залезла внутрь.
А там… шум, гам, крики. Малыши ползают, один перья огненные подкидывает, у другого в свирели палец застрял. В углу сидит баба Яга, тряпочку мокрую на лбу держит.
‒ Это еще что такое?! ‒ мяукнул Баюн и запрыгнул повыше на полку.
Баба Яга посмотрела на них, сделала виноватое лицо и всхлипнула.
‒ Детский сад. Давно меня все просили, я и открыла. Вот тут и Соловушка-разбойник, и Аука, и девчонки русалочьи. Только, как их развлекать-успокаивать не знаю. Спать не спят, играть сами — не играют, еду им особенную подавай. И избушка моя неуютная совсем, для детей не подходит.
‒ Поэтому ты решила чужое волшебство стащить? ‒ сурово спросил ее домовой.
Баба Яга заплакала.
‒ Знаю, плохо поступила, но совсем я измучилась. Не сплю уже неделю. Простите меня.
Все молчали.
‒ Мы тебе поможем с детским садом. ‒ вдруг тихо сказала Лиза. ‒ Но волшебство придется вернуть.
Баба Яга закивала.
‒ Конечно-конечно. У меня и не вышло ничего. Ни петь, ни играть не могу, перья обжигают, а домовой все равно бы у меня не прижился. У него свой дом есть.
‒ Вот именно, ‒ буркнул домовой, но посмотрев на малышей, подобрел. ‒ Ладно, помогу тебе уют и порядок навести.
‒ А я песни колыбельные петь буду, ‒ замурлыкал кот. ‒ Люблю я детям песни петь.
‒ Перо тебе одно оставлю ‒ пусть, как фонарик, светит, ‒ смягчилась и Жар-птица.
А Лель достал из сумки тростинки и тут же нарезал свирелек для малышей.
Баба Яга только слезы утирала.
‒ Спасибо за доброту. Забываю я, что злом ничего не добьешься.
Кот Баюн подошел к Лизе.
‒ Спасибо, Лиза Храбрая. Помогла ты нам, ‒ мяукнул он. ‒ А вы не верили?
Лиза огляделась. Оказывается, она уже стояла на поляне в лесной чаще, а вокруг скрипели-покряхтывали лесные волшебные жители.
‒ Не верили, ‒ качнул потемневшими от времени ветвями старый леший. — Мы на слово никому не верим. Но Лиза поступками доказала, что она настоящая героиня. Спасибо тебе, Лиза Храбрая. Может быть, хочешь остаться в нашем лесу — у нас постоянно что-нибудь загадочное происходит. Не соскучишься.
‒ Я домой хочу, ‒ покачала головой Лиза. Ей понравилось в волшебной стране, но она уже успела соскучиться по маме, папе и детскому садику. Увидев погрустневшие лица волшебных жителей, Лиза добавила:
— Но, если вам опять понадобится моя помощь, зовите! Я обязательно приду.
Кот Баюн потерся о ее ноги, а потом запел песню. Голос у него оказался хрипло-мурлыкающий — под это пение захотелось закрыть глаза и уплыть далеко-далеко.
А когда песня закончилась, Лиза снова стояла около песочницы, держа в одной руке ведерко, а в другой… тростниковую свирель.
Она огляделась по сторонам. Все было на своих местах. Даже мальчишки, видимо, только что скатились с горки и теперь решали, чем заняться.
‒ Хотите играть в героев? ‒ крикнула она им. ‒ В настоящих богатырей.
Недоверчиво поглядывая на нее, ребята подошли ближе.
‒ Это как? — спросил Илья.
‒ Вы будете богатырями, ‒ охотно объяснила Лиза. ‒ ты Илья Муромец, а ты Алеша Попович.
У мальчишек загорелись глаза.
‒ А что делать надо? ‒ уточнил богатырь Алеша.
‒ Птиц и зверей защищать, и проверять, чтобы везде порядок был.
Богатыри быстро осмотрели детскую площадку и побежали к грибку, где малыши раскидывали песок.
‒ А ты кто будешь? ‒ обернулся на бегу Алеша. ‒ Ну, из героев.
‒ Я Лиза Храбрая, ‒ ответила она и, засунув руку в карман, крепко сжала в руке свирельку.