Вы когда-нибудь слышали сетования знакомых, что работа их мечты оказалась аферой? Их кинули на деньги, украли паспортные данные, обманули? Что рассказал бы о такой ситуации человек, который сидел по ту сторону стола и рисовал прекрасные картины идеального будущего? Аферистка Ирина честно рассказывает о своих "проектах" и о том, что ее сподвигает заниматься таким бизнесом.
Мария
Утро началось со всемирного потопа в моей квартире. Милейшая баба Маша опять забыла про воду и вырубилась перед телеком. В общем, это было очередное "прекрасное" утро в череде моих "удач".
Уже месяц, как моя основная работа — искать работу. И вот среди бесконечных продавцов — админов-мерчей меня пригласили на действительно стоящую вакансию. Руководящую!
Баба Маша внесла свои корректировки в мои планы. Я опоздала на 10 минут. Вам когда-нибудь приходилось прятаться в абсолютно стеклянном холле бизнес-центра, чтобы сменить пыльные балетки на узкие лодочки с каблучком? Мне — да. Очень уж хотелось произвести впечатление. Все. Теперь можно звонить рекрутеру, возвещать о своем приходе.
Рекрутера звали Ириной. Молодая брюнетка. Встретила меня, как родную. Ждала, видимо. Очень я ей понравилась. И это расположение как-то придало мне сил, уверенности, я немного расслабилась.
Встреча проходила стандартно. Ирина задавала вопросы, затем рассказывала о компании. Они все так делают. Уж я-то насмотрелась и наслушалась за этот месяц. Я была недовольна собой. Все-таки за последний месяц столько собеседований пройдено, сколько иная девушка за всю жизнь не посещает. Могла бы и получше отвечать, а не вот это вот "пык-мык".
Вскоре мы добрались до моих вопросов. Какая я умница, что сообразила их нагуглить и выписать себе еще вчера. А то с этими ведрами и тряпками ничего не успела бы.
— В чем будут заключаться мои обязанности? — спросила я.
— Вы будете помогать руководителю, контролировать, мотивировать, но и сами будете руководить.
Руководить — как много в этом слове. Очень мне хотелось поруководить уже. Столько перевидала всяких руководителей — тьфу, ей богу.
Я толком не поняла, что делать-то надо будет. Но поняла главное: я буду руководить.
На секунду я увидела саму себя в сером офисном костюме, сидящую в большом офисном кресле…
— А чем занимается ваша компания? — прочитала я еще один накануне заготовленный вопрос.
— Мы предоставляем консалтинговые услуги. Проще говоря, — тепло и терпеливо объясняла Ирина, — консультируем по разным вопросам.
— Мне надо будет что-нибудь продавать?
Эх, не хочу работать в продажах.
— Я бы так не сказала. Основная обязанность — это руководить.
Это прозвучало божественно!
— У меня ведь нет руководящего опыта, — вдруг мелькнула тень сомнения.
— Мы не рассматриваем кандидатов с опытом. Их приходится переучивать. А это сложно. Мы предпочитаем учить с нуля. Смотрите, я перезвоню вам по итогам собеседования в течение двух рабочих дней. Если ответ положительный, то вы выйдите на двухдневное обучение. Всего за 100$. Символическая плата за экспресс-курс, где опытный тренер научит вас премудростям управления. Согласитесь, курсов по менеджменту за такие деньги вы не найдете, — твердым, но ласкающим взглядом смотрела на меня Ирина.
— Да, да… А зарплата?
— Мария, верхний предел мы не ставим! — воодушевляюще заявила Ирина. — Наши сотрудники зарабатывают несколько сотен тысяч в месяц. Все реально.
Перед моими глазами поплыли денежные знаки. Это ж сколько всего накупить можно! Себе ремонт сделаю. Маме телевизор куплю. Оххх!
— Оклад?
Ирина брезгливо поморщилась:
— Мы же с вами современные умные люди и понимаем, что оклад — это пережиток прошлого. У вас будет процент от продаж. То есть неограниченный ничем уровень дохода. Вы сами будете на него влиять.
Она говорила так профессионально и была такой красивой, эффектной, что я невольно залюбовалась. Даже не верилось, что меня заметила настолько серьезная и успешная компания. Я впервые была в таком солидном, красивом офисе, как из фильма. И впервые со мной тепло и на равных проводила собеседование умная, красивая, уверенная в себе девушка. Уж за последний-то месяц я много кого повидала. Молоденьких школьниц, которые свысока, очень надменно выспрашивали про мой трудовой опыт. Хабалистых дамочек без элементарного желания быть вежливой. Каких-то начальников, которые разговаривали сквозь зубы. Все они говорили в конце: "Мы вам перезвоним". По факту чаще всего не перезванивали. Наконец-то на меня обратила внимание компания другого уровня. Меня заметили, разглядели, увидели, на что я способна, оценили по достоинству. Предложили должность моей мечты. Не каким-нибудь продавцом или мерчендайзером или консультантом. Руководителем!
А Ирина, между тем, словно читала мои мысли:
— Мария, вы даже не представляете, какой у вас потенциал. Уж я-то вижу. А теперь мне нужен ваш паспорт, чтобы оформить на вас анкету для представления руководителю, — сообщила Ирина, и я протянула ей документ, с ним рекрутер и вышла из кабинета.
Оставшись одна, я мысленно перенеслась в то время, когда уже руковожу. Где-то недавно читала, что нужно представлять мечты так, будто они стали реальностью. И тогда все действительно сбудется. Я видела себя за большим столом. Напротив окно, открывающее прекрасный вид на город. Примерно такое, как здесь, в переговорной. Я в сером костюме сижу в кожаном кресле. Мне приносят кофе, и я отчитываю за что-то секретаря — неумеху…
Ирина вернулась минут через 10, отдала мне паспорт.
Встреча завершилась той самой фразой, от которой бросает в нервную дрожь:
— Мы вам перезвоним.
Я расстроилась. И даже непроизвольно передернула плечами. Опять одно и то же. Всегда одно и то же. "Мы вам перезвоним" — и молчание в ответ.
Без тени смущения прямо посередине стеклянного вестибюля под колкие взгляды красивых девушек-секретарей я снова переобулась в балетки и побрела к метро. Разочарование захватило меня всю. И в тот момент, когда я почти уже смирилась, что меня не возьмут…
В этот самый момент мой телефон неожиданно зазвонил. Это была Ирина.
Ирина
Утро началось с Ганеши. Я подошла к изображению и внимательно смотрела на него. Злилась. Он не только не помогал мне. С тех пор, как он висит над моим столом, меня покинула удача. Кандидаты резко перестали звонить, брать трубки, приходить на сессии, выходить на обучение. А некоторые протестовали, когда я просила их паспорт.
И в этот момент я вдруг поняла. Я неправильно его распечатала! Ну, конечно! Именно поэтому все работает в обратном направлении.
Перепечатала Ганешу и повесила новое, правильное изображение над своим столом. И моя счастливая звезда снова зажглась. Из 15 приглашенных кандидатов пришли 10. Конечно, не все они согласятся на обучение, но даже трех из 10 будет достаточно. 300$ в день — отлично. Скоро кто-то накопит на Турцию. Спасибо Ганеше. И мне!
В общем, день был вполне удачный. А следом за ним — приятный вечер. Мы встретились с давней знакомой в атмосферном баре за коктейлем. Разговоры про мужчин, про женщин, про планы…
— Ир, ну, как тебе все так просто удается? — в какой-то момент удивилась подруга.
— Ну, как… Я много работаю и верю в свою счастливую звезду. И в Ганешу.
— В кого? — сдвинула брови приятельница.
— Ганеша. Индийский бог благосостояния. Он помогает мне зарабатывать.
— А что за проект сейчас у тебя?
— Моя задача, чтобы люди пришли на обучение, на двухдневный тренинг. Ну, то есть они могут и не приходить, — улыбнулась я. — Главное, чтобы оплатили. У меня процент.
— О! Что за тренинг? — оживилась подруга, делая глоток из бокала.
— По менеджменту.
— Да, разве можно научиться этому за два дня? — неподдельно удивилась приятельница.
— Я как-то не задавалась этим вопросом. Вообще, знаешь, лишние вопросы — лишние проблемы. Зачем? Моя задача — чтобы ежедневно на обучение приходило от меня как минимум 3 человека. Все. Остальное — не мои трудности.
— И как ты это делаешь?
— Как угодно, — улыбнулась я. — Вообще-то это не сложно. Важно понять, чего хочет человек, и предложить ему это, — я прямо почувствовала, как оседлала своего любимого единорога — о работе могу говорить бесконечно! — Вот, например, сегодня была кандидатка Мария. Женщина 30+. Работала всякими там продавцами, админами… ну, такое, ничего серьезного. Но видно и слышно, что хочет большего. Руководить. Думаю, она придет на обучение.
— А потом?
— Если очень хорошо себя проявит, то ее возьмут к нам. Будет так же кандидатов приводить. Если не очень хорошо проявит, получит сертификат, что прошла обучение. Но ее к нам не возьмут, — немного подумав, добавила я. — Решение принимает лично Егор, а она не его формата. Слишком проста и при том с самомнением. С задачами не справится, а скандалить будет. Человек — проблема.
Мы немного помолчали, допивая коктейли. Затем приятельница подняла на меня глаза. Я видела в них осуждение и вопрос. Мне стало по-злому весело. Знаете, такое дьявольское чувство. Потому что такими взглядами меня не пронять. Меня вообще трудно чем-либо пронять. Все, что у меня есть, заработано собственным трудом. И пусть иногда этот труд на грани махинаций, все же это труд, усилие. Я делала и делаю проекты по сбору базы данных. Да, да, это я сливаю паспорта людям, которые за это платят. У меня были проекты набора людей для сетевых продаж участия в финансовых пирамидах. В другом проекте я вовлекала людей в игрища с акциями и биржами криптовалют. Моя основная работа — вовлекать, раскручивать и отрабатывать … возражения. Да, назовем это так. Меня закаляла жесть. Приятельница хочет сейчас мне задать вопрос. И я уже ощущаю его. Прямо кожей ощущаю. Глубокий сейчас будет вопрос. Моральный. Но он не рождает во мне угрызений совести, на которые всегда рассчитывают те, кто задает такие вопросы. Только развеселый огонь циничного азарта.
— Ир, — ожидаемо начала она как-то несмело. — А тебе не кажется, что ты… их разводишь? Что это все ложь?
Я сделала знак официанту, чтобы он подошел, выдерживая паузу. Затем твердо посмотрела на приятельницу.
— Возможно. Но я же объяснила: для меня вредно задаваться лишними вопросами. Жалко ли мне Марию? Нет! Она вполне себе с жизненным базисом. Квартира, прописка, мама. И если к своим 30 годам она не может реально себя оценить и продолжает жить в мире летающих пони, я-то тут при чем? Я живу в реальном мире. Или ты или тебя. Разумеется, я выбираю себя и свои цели. У меня не было ничего. Ни профессии, ни квартиры, ни помощи. Все, что у меня сейчас есть — моя собственная заслуга. Почему же мне должно быть жаль тетку, которая в свои тридцать еще не определилась? — я смотрела на нее с вызовом. Знала бы она, сколько раз я отвечала на этот вопрос. Все же я немного актриса в душе. — И с другой стороны, это ведь шанс. Для тех, кто придет на обучение. Никто никого не обманывает: обучение состоится, сертификат будет получен, Мария потешит свое самолюбие, ведь она этого так хочет. Ей будет приятно.
— За ее же деньги?
— Конечно! Она этого очень, очень хочет. А я ей предоставляю возможность.
Подошел официант. Мы попросили повторить заказ. И после этой паузы мне стало как-то лениво продолжать игру в циничную сучку.
— Эхх, знала бы ты, — откидываясь на спинку кресла, уже очень мягко произнесла я. — КАКИЕ проекты я делала. Этот — прямо очень, очень достойный. Поверь мне.
— Но зачем? Полно ведь других компаний, можно выбрать что-то более… — она осеклась, не находя слова. — …более… подходящее…
— Слушай. Я не делаю ничего противозаконного. Мне хорошо платят. А я хорошо продаю обучение. Меня все устраивает.
Нет, нет, моя приятельница ни черта не понимает в людях! Все, что я сказала — правда. Я умею продавать, а также вовлекать, раскручивать и… отрабатывать побочки в виде чужой агрессии. Ах, мы же договорились называть это возражениями. Точно. И, да, мне за все это щедро платят. Но ничто, ничто не может сравниться с тем чувством, которое я испытываю, выполняя проекты. Как мы его назовем? Моральным удовлетворением? Драйвом? Триггером? Как вам больше нравится? Я становлюсь сильнее, больше, я ощущаю могущество, энергию, движение и дьявольскую циничную радость. Потому что это я — Ирина — девочка из "Нижнего Гадюкина", с девятью классами образования, без связей и покровителей — нахожу ключ к каждой благополучной Марии, которая оказывается по ту сторону стола. Я способна вовлечь ее во что угодно. Я способна раскрутить ее на то, что ей даже в голову не придет. Я! Как сы назовем это чувство?
Нам принесли коктейли.
— Ну, что мы все о работе, да о работе, — улыбнулась я самой лучезарной улыбкой из моего арсенала, чтобы как-то снизить накал страстей. — Расскажи лучше, как ты съездила? Как тебе Корея?