Маленькая история из жизни одного из последних представителей своего вида.
По орбите цветущей планеты Ветос безмятежно плыл массивный объект неестественной формы. Надас Вр'адел проснулся, медленно и неуклюже встал из своей просторной спальной капсулы и взглянул в панорамное окно. Перед его взором предстала темно синяя дуга горизонта планеты. Он подошёл к стеклу, провел несколько манипуляций с возникшей из ниоткуда полупрозрачной зелёной рамкой и удалился в сторону гардероба. Станция пришла в движение и по кривой траектории вошла в атмосферу планеты. Преодолевая сотни километров за считаные секунды станция летела на встречу заре.
Надас был представителем древней и великой расы рестов. Это был высокий гуманоид и если бы люди все ёще существовали в ту эпоху, из далека его можно было бы спутать с человеком. К характерным чертам рестов относились темно серая кожа и оранжевый цвет радужки глаз и Надас был типичным представителем своего вида. Не было такой отрасли технологий в которой этот народ не достиг абсолютного мастерства. Их история помнила и великие победы и тяжёлые поражения, но в итоге они всегда одерживали верх. Ресты постигли умение терраформировать непригодные для жизни планеты, менять траекторию движения звезд и гасить "черные дыры". Однако их было мало, за свою более чем тысячелетнюю жизнь Надас общался в живую с другими представителями своего вида, за исключением родни, лишь два раза. При этом он уже был давно не молод. Всю свою жизнь Надас провел в одиночных археологических экспедициях, трепетно изучая долгий путь своей расы.
Надас Вр`адел предпочитал завтракать на свежем воздухе. На полукилометровой высоте над густо-зелёным лугом парила платформа. Легкий ветерок обдувал его заспанное лицо пробуждая аппетит. Несмотря на то, что он только что вернулся из долгих поисков, ему было немного тоскливо. Он снова не знал чем себя занять. Завершив завтрак, Надас почувствовал иррациональное желание спуститься на поверхность планеты. Вопреки своей привычке проводит первый час после завтрака в биокомнате, он опустил платформу на берег крохотного озера и ступил на ещё влажную от росы траву.
Вода казалось была изумрудного цвета и с большой высоты озеро сливалось с огромным поросшим травой полем. По полю были разбросаны редкие заросли бледно зеленых высоких растений , они внешне напоминали деревья, с заметным отличием, они не имели твердой коры и листьев. Надас шёл по зернистой почве берега, в голову не шли мысли, он приложил свою ладонь горизонтально к поверхности воды и ощутил взгляд с противоположного берега озера. Из зарослей высокой травы на него смотрел дес, существо размером в три раза превосходившее Надаса, имело четыре длинные конечности, короткий хвост, кожа его была того же цвета что и у рестов. Дес замер, его вытянутая голова была повернута в сторону пришельца, близко посаженные глаза с некоторым страхом смотрели на реста. На несколько секунд Надас испугался, но страх быстро прошёл, он просто не ожидал от себя, что мог не заметить такого гиганта сразу. Десы были умеренно агрессивны только во время брачного сезона, оставшуюся часть года они были спокойными животными. Боятся было нечего. Планета Ветос не была родиной этих созданий, десы происходили от того же вымершего вида, что и раса Надаса. Их взгляды быстро разошлись, и Надас уже стремительно погружался в пучину своих мыслей.
Дес сделал несколько больших глотков из озера и скрылся в траве. Более ста тысяч лет назад историческая родина рестов стала не пригодна для жизни, и они решили заселить терраформированные планеты обитателями своего старого дома. Семейство Вр`адел приложило не мало усилий к надлежащему обустройству тогда ещё мертвой планеты Ветос. Надас Вр`адел имел право объявить себя единоличным владыкой этой планеты, но ресты обладали тысячами подобных миров, если не сотнями тысяч, по этому ему не было до этого никакого дела.
Вид столь похожего на Надаса существа как дес, натолкнул его на раздумья о печальной судьбе тех видов, что когда-то давно проигрывали войны рестам. Они покидали межзвездное пространство, начинали между собой войны за жалкие ресурсы на почти не пригодных для жизни планетах, в их природе начинали проявляться признаки их давно вымерших диких предков, сама их эволюция разворачивалась в обратном направлении. Надас вспомнил о падшем народе Наотап, пусть он и знал судьбу и этой расы, но ему очень захотелось увидеть их в живую. Пол миллиона лет назад их космические флоты необоримой силой теснили рестов от пригодных для жизни планет к умирающим звездам. Они были решительны и безумны в своей жажде заполонить галактику лишь собой, военная мощь их была высока, но ресты обрушили их экономику. Предки Надаса уничтожали на пути их флотов все, что позволяла уничтожить мораль. Взрывали промерзлые богатые минералами планеты, сталкивали на встречу родительской звезде газовые гиганты вместе со всей сворой их спутников. Продвижение к новым звездам стало не возможным для Наотап. И тогда их империя, изолированная и лишённая ресурсов, начала пожирать сама себя. Позже ресты отбили часть былых владений, окончательно рассеяв некогда могучую расу по задворкам звезд.
Вр`адел захотел увидеть этот народ, увидеть что стало с одними из тех кто бросил рестам вызов, а позже и проигнорировал великодушное стремление рестов спасти их от того хаоса в который они сами и погрузились. Надас быстро принял решение. Он отправится в систему Акем к планете Акедев, он вступит в контакт с их потомками, сложности овладеть их языком для него не было. Надасу хотелось узнать, что помнят они о былом величии своего вида, о силе и возможностях, что некогда лежали перед ними, и увидеть какие они теперь.
Надас бросил воодушевлённый взгляд на парящий в облаках силуэт своего дома, очень редко ему удавалось прочувствовать ценность технологического прогресса.
Несколько сотен световых лет были преодолены почти что за один земной день, можно было и быстрее, но ресты не привыкли бездумно расходовать топливо. Вр`адел не мог заснуть, мысль о встрече со столь древним врагом его цивилизации возбуждала в нем самые противоречивые чувства, ему пришлось медикаментозно успокоить свою нервную систему, прежде чем он погрузился в сон. По пробуждению Надас Вр`адел посвятил около часа впитыванию полного отпечатка местного диалекта языка Наотап, последний этнолингвист посетивший планету Акедев сделал отпечаток их языка чуть больше пяти ста лет назад. Вряд ли что-то могло поменяться всерьез, думал Надас.
Поле тотального жизнеобеспечения было активировано, рест почувствовал слабый зуд по всей площади своего тела, но это ощущение быстро стихло. Он летел на узкой платформе с открытым верхом к поверхности планеты. Он был не уязвим. Ни радиация, ни температурный и ни кинетический урон был ему не страшен. Маленький, прикреплённый к поясу полупрозрачный кубик размером со спичечный коробок наполнял организм кислородом в оптимальном для физиологии реста объёме. Платформа замерла в небе над бескрайней бледно желтой долиной, полупустынный пейзаж разбавляли нагромождения низких холмов, склоны которых были заполнены светло голубой растительностью. По расходящимся от них неглубоким оврагам узкие ручейки несли свои мутные воды по этой засушливой саванне. Сканер зафиксировал скопление аборигенов в десяти километрах к северу. Платформа резко тронулась с места.
Надас увидел небольшой оазис поросший синими растениями и разбегающиеся от него маленькие фигурки. Тридцать пять коренастых мужчин и женщин приняли боевое построение и изготовили копья к броску. Платформа начала снижаться, и рест будто бы чувствовал их страх. Дикари столкнулись с неизвестностью, но были готовы вступить с нею в схватку. Поровнявшись с поверхностью, Надас покинул свой транспорт и медленно пошёл к наотапцам. Из строя вышел самый старый из мужчин и заговорил, сбивчиво, но громко.
– Оазис Нок принадлежит племени Феп, все воины готовы умереть, кем бы ты ни был, мы не покоримся.
– Мне не нужен ваш оазис и я не пришёл вас покорять – уверенно сказал Надас.
– Во имя твоего первого предка, не знаю что тебе пообещал народ Пер за нашу смерть, но мы готовы дать больше, если ты нападёшь на них. Что тебе нужно?
– Мне не нужна ни ваша смерть ни ваши ценности, я пришел сюда увидеть потомков народа Наотап, что пришли в этот мир с далеких звезд.
– Наот… я не знаю это слово. Мы племя Феп, это наш оазис и с тем племенем мы не знакомы. Может ты говоришь о древних сказаниях, о том как боги привели нас в этот мир, кто ты? – Из голоса старейшины стала пропадать дрожь, кажется он в эту секунду вспоминал все древние предания о звездах, что когда либо слышал.
– Я – Надас Вр`адел, из народа рестов, мы помним времена когда меж звезд летали корабли ваших предков, я пришёл что бы… – Надас не знал зачем он сюда пришёл, он замолчал. Его переполняло чувство торжества своего вида над этими осколками былого величая народа Наотап. Но злобы он к ним не испытывал. Они казались ему сущими детьми, ему становилось и смешно и стыдно от происходящего.
– Я пришёл рассказать вам о вашем прошлом, почтенное племя Феп. – После затяжной паузы сказал рест. Но к этому времени его начали медленно брать в кольцо.
– Расат – убийца богов. – Говорил уже не старик, а один из воинов.
– Я не враг вам, и ваших богов мой народ не убивал. – Надаса слегка смутило их религиозное восприятие, но он был спокоен. – Не стоит этого делать…
Рест поднял лежащий у его ноги камень, и растер его в крошку пальцами. Поле тотального жизнеобеспечения могло больше чем просто защищать. По рядам дикарей послышались сдавленные возгласы удивления. Только сейчас Вр`адел заметил как изменился их вид, их кожа стала похожа на глянец, а четырехпалые руки заметно выросли, шея гуманоидов стала короче, лишь самые крупные из них ростом достигали его груди. Тяжёлые условия жизни и сильная гравитация делали своё дело. Только их светлоглазые лица остались в точности такими, какими помнили их ресты.
– Опустите копья. Я повторюсь, зачем ты явился к нам, пришелец? – Из всех воинов Феп, старейшина первый смог оценить реальную силу инопланетянина, он понял что если он пришёл убивать, им не спастись. – Никто не приходит, что бы просто рассказывать легенды, мы не безумцы, говори что тебе нужно!
Тогда Надас стал рассказывать, и говорил он долго, о падении империи Наотап, о том как их предки истребляли друг друга еще долгие тысячелетия после войны. Рассказал он и о том, каких высот достигли ресты и чего им это стоило. Был уже полдень, в оазис медленно возвращались те кто бежал оттуда утром. И не смотря на большой интерес, многие аборигены регулярно отвлекались на рутинные дела. Рест заметил как дети ищут в земле неровные стеклянные призмы и с их помощью разводят огонь, преломляя яркий свет местного солнца. Он вспомнил как рестам не дали терраформировать эту планету до конца и как Наотап решили выжечь ещё молодую биосферу этого мира ядерными ударами. Они очень не хотели, что бы ресты получили ещё один плацдарм в этом секторе, но получилось иронично. И Наотап досталась планета с очень жестким климатом.
– Ты очень много говоришь, но едва ли ты показал нам свои силы… – Испытывающе сказал старейшина.
Вр`адел подошёл к большому костру, над которым сушились длинные серые стебли, и засунул в огонь руку. Он даже опустил ладонь до самых углей, удивлённые дикари возбужденно кричали, все племя сбежалось посмотреть на это чудо. Неожиданно из собравшейся толпы вышел юноша, опустился на колено по другую сторону костра и резким движением протянул руку к самим углям, его терпения хватило на несколько секунд, он отскочил, опрокинулся на спину и тихо завыл.
– Огонь тот же что и всегда… – кто-то тихо сказал из толпы.
Надас достал руку из костра и уверенным шагом направился к раненому, он снял с пояся полупрозрачный кубик и приложил аппарат к обожжённой руке. Парень было начал сопротивляться, но не успел отползти. Физиология рестов не сильно отличалась от наотап, обожжённая ткань быстро спала с руки и все увидели что ожога больше нет.
– Болеть перестанет не сразу, возможно даже не сегодня. – Голос реста звучал спокойно.
– Не удалось тебя удивить, расат, но скоро сядет солнце и ты увидишь нечто непостижимое – В голосе старца чувствовалась гордость.
Неужели они решили соревноваться с ним, они – дикари, решили соревноваться с рестом, с сыном величайшего вида, выходцем из древнего дома Вр`адел. Надасу их заносчивость показалось безумно смешной. Он решил дождаться ночи, его интриговали слова старейшины, но чем же его могут удивить те, кто даже не знает весь спектр излучения родной звезды…
После захода солнца, уже к потухшему костру поднесли плетёную корзину с черными камнями. Надас сидел на толстой и мягкой подстилке и продолжал свой рассказ. Старейшина жестом потребовал ото всех внимания, он взял в правую руку толстую связку какой-то иссохшей растительности, встал в пол оборота к Надасу и вскрикнул.
– Призвать огонь!
– Призвать огонь! – Торжественно откликнулось племя.
Парень что обжёг руку в тот день, взял два камня из корзины и сел у пепелища. Связка упала из рук старика и двумя резкими движениями юноша высек искру. Сухие ветки быстро начали разгораться.
– Солнце ушло за черту, тьма есть всюду. Но огонь в оазисе Нок призывают всегда, нет племени подобного нам, Феп. Лишь мы властны над тайной огня!
Надас терял контроль над собой, его распирал истерический хохот, он знал прошлое этого народа, знал о том, как галактика содрогалась от их поступи. Рест начал громко смеяться. Увидев это, всё племя начало ликовать, они решили что удивили бога, у племени Феп было что показать даже богам из древних сказок! Постепенно к Надасу вернулось самообладание, смеялся он не очень долго, но смеялся так, как никогда в жизни. Рест неожиданно для себя заметил, что очень устал. Он попрощался с племенем и пошёл в сторону оставленной ещё утром платформы. Его сопровождал старейшина и они шли молча. У самой платформы старик заговорил предельно серьёзно и мрачно.
– Почему ты не захватил оазис? Вы победители, мы проигравшие! Почему ты не отомстил за своих предков что воевали с нашими богами, почему? – Он словно выговорил скороговорку.
– А зачем? – Пусть Надас уже понимал нравы этого народа, он не стал скрывать удивление.
Рест поднялся на платформу и уже через несколько минут он приближался к своему дому.
Надас вспоминал об этом дне всю оставшуюся жизнь, и жизнь эта была пуста и пролетела быстро. Он вспоминал о Наотап на планете Акедев, вспоминал их жалкий образ жизни. Но где же ресты – вершители судьбы галактики, где же его народ? Великой расы больше нет, да, они владеют всем, однако, им это уже и не интересно. Им даже не было дела друг до друга. Надас Вр`адел больше никогда в жизни не общался с разумными существами. Рестов было так мало и он не был уверен в том, что кроме него из их вида ещё кто-то остался.
Глубокая старость наступила тихо, но не неожиданно. Надас знал с точностью до минуты когда его тело начнет отказывать. Ресты научились продлять жизнь в четверо, а бессмертия они и не искали. Последний Вр`адел лежал в неглубокой яме посреди луга на родном Ветосе. Воздух был чист и свеж, как и всегда. Он ощущал редкое покалывание на кончиках пальцев. По темно синему небу уже медленно плыли звезды, это было так красиво, Надасу было даже немного жаль умирать. Рест сомкнул веки и погрузился в свои мысли, он готовился заснуть в последний раз. Внезапно его глаза резко открылись, он хотел было подняться, но тело уже не слушалось. Необъяснимая тоска овладела его сердцем и ему вдруг стало так по детски обидно. Последние слова сорвались с его губ.
–Мы проиграли…