Имя этого человека стало синонимом безумного врача, точно так же, как Франкенштейн стал синонимом рукотворного чудовища. Так ли безумен был этот человек? Как из ученого он превратился в монстра? Перед вами – короткий психологический этюдАвтор – криминальный психолог, писатель Елизавета Бута
Пролог
Имя этого человека стало синонимом безумного врача, точно так же, как Франкенштейн стал синонимом рукотворного чудовища. Будем честны, процент серийных убийц среди врачей в сотню раз выше, чем в среднем в популяции, но не будем сгущать краски, Менгеле никогда не был врачом.
По факту, всю свою жизнь Менгеле был одержим идеей создания собственного Франкенштейна. С тех пор, как он стал главным селекционером Освенцима, любимым занятием его было стоять на перроне, ожидая товарный поезд, в котором привозили новых узников «лагеря смерти».
Ему нравилось отбирать наиболее здоровых для работ в лагере, выявлять среди прочих больных, старых и малых, чтобы отправить их в газовую камеру сразу, так как они бы потребовали больше затрат на содержание, чем могли принести пользы рейху.
Более всего среди новоприбывших его интересовали вовсе не самые здоровые, а только самые странные, для его личного цирка уродов. Особое же пристрастие доктор имел к близнецам. Всякий сотрудник лагеря знал, что если найти близнецов, то можно рассчитывать на премию и другие поблажки. Охранники и селекционеры, как безумные, бегали вдоль шеренги насмерть перепуганных новобранцев Освенцима, выискивая людей с необычными особенностями внешности: карликов, великанов, горбунов и, конечно, близнецов.
Если матери близнецов объясняли, зачем доктору ее дети, женщина предпочитала обычно скрыть их от взора врача, чтобы вместе с ними отправиться в газовую камеру. Другие же, услышав о лучших условиях для таких детей, первыми кричали о том, что близнецов искать не надо, они уже здесь.
Глава 1. Детство и юность
Все мы привыкли представлять сумасшедшего врача, одержимого безумными и извращенными экспериментами, эдаким вековечным старцем, отчаявшимся совершить свое главное открытие. Доктору Менгеле на момент начала его бесконтрольных экспериментов не было еще и тридцати лет, а его врачебная практика ограничивалась всего несколькими годами службы в военно-полевых условиях.
Йозеф Менгеле родился в 1911-м году, в одном из маленьких городков Баварии. Его отец владел фирмой по производству сельскохозяйственной техники, а мать целиком посвятила себя кухне и воспитанию троих сыновей.
Первая мировая война принесла в Германию бедность и череду экономических кризисов, которые буквально ставили крест на надеждах честно заработать свой капитал. Лживые дельцы легко делали себе состояние за пару лет, а вот честные предприниматели, рабочие и фермеры вынуждены были прозябать в нищете и тратить свои последние деньги в дешевых пивных, коих в Баварии всегда было в избытке. Именно в этих пивных и родился национал-социализм (ака фашизм), идеями которого Менгеле искренне проникся.
Поначалу подростка интересовали политические высказывания национал-социалистов, но постепенно он все больше увлекался идеями новомодной расовой теории, согласно которой все эти евреи и цыгане, которых всегда в этих краях недолюбливали, являлись главным источником проблем общества. Вроде бы наивно и нелогично, но чем больше Менгеле читал про это, тем более логичной казалась теория.
Йозеф стал всерьез изучать медицину в лучших университетах Мюнхена, Вены и Бонна. Слушая курс философии, он особенно внимательно читал о расовых проблемах. В 1938-м он получил докторскую степень по философии. Диссертация его, конечно, была посвящена расовым различиям. Естественно, с таким бэкграундом его с распростертыми объятиями приняли в стройные ряды нацистской партии. Разве что модную в те годы татуировку с группой крови он не стал делать, хотя это считалось чуть ли не обязательной процедурой, которая способна спасти жизнь человека в экстренной ситуации. Менгеле предпочел не портить шкурку, сославшись на медицинские противопоказания.
В 1940-м году стране потребовались новые герои. Йозеф Менгеле воспринял этот призыв слишком близко к сердцу и отправился служить. Пару лет он работал военным медиком в саперном батальоне, заслужил несколько наград за героическое спасение солдат, а потом и сам получил ранение, из-за которого уже не мог служить в действующей армии.
Оправившись от контузии, Менгеле изъявил желание изучать расовые проблемы на живом материале и попросил предоставить ему такую возможность. Правительство СС весьма благосклонно относилось к любым медицинским экспериментам на благо арийцев, а живого материала из числа представителей «второсортных» рас было достаточно. Йозефу Менгеле дали карт-бланш на эксперименты и отправили служить в Освенцим, там было достаточно лишних, по мнению нацистов, людей, которых им не жалко было пустить на эксперименты.
Глава 2. Евгеника и генетика
В середине XIX века монах-августинец Грегор Мендель открыл два закона наследственности, которые дали старт развитию таких наук, как: генетика и евгеника. Монах, по большей части, изучал растения, и даже не предполагал, что законы селекции можно применить и к людям.
В год рождения Йозефа Менгеле умер другой великий ученый Френсис Гальтон, заложивший базовые принципы евгеники, науки, которая должна была создать нового человека. К началу ХХ века евгеника вошла в моду повсеместно, причем нацистская Германия была далеко не впереди планеты всей по этой части. В США селекцию людей и насильственную кастрацию неблагонадежных элементов применяли в какой-то момент чуть ли не чаще, чем на родине фюрера.
Гитлеровская Германия была проклята и забыта, а вместе с ней стали стараться не использовать термин «евгеника», тогда как, по сути, это вполне себе полезная наука, принципы которой впоследствии стали применяться в разных науках. Медицинское обследование беременных, изучение ДНК и выявление спящих генов, предупреждение генетических болезней – все это тоже евгеника. Эта наука ставила своей целью повышение процента рождения крепких, здоровых детей без патологии физического и психического развития, если бы не целая череда чудовищных экспериментов, которые проводились под знаменем евгеники, эта наука развивалась бы и дальше, не прикрываясь стыдливо знаменем генетики, антропологии и других смежных наук.
Глава 3. Человеческий зоопарк
Будучи пациентом военного госпиталя, доктор Менгеле с юношеским энтузиазмом изучал всю литературу по евгенике, издававшуюся в те годы в Германии. Среди научных статей попадались и псевдонаучные, и совсем уж оккультные.
Несколько месяцев реабилитации после ранения Менгеле только и делал, что изучал всю эту макулатуру, а вскоре у него вдруг появилась возможность применить эти принципы на практике. Уникальная возможность для врача, коим, по большому счету, Менгеле, к сожалению, не был.
Глава 4. Эксперименты Менгеле
Отобранные для экспериментов дети содержались в Аушвице-Биркенау в намного лучших условиях, чем остальные. Для них был оборудован специальный детский сад, несколько врачей специально следили за их здоровьем и фиксировали все изменения. К близнецам приставлялся специальный человек из числа пленных, который должен был за ними следить, брать кровь для анализов и ухаживать за ними. Среди отобранных для опытов были и подростки, и даже взрослые люди, но детей младшего школьного возраста было больше всего.
Маленькие дети всегда радовались приходу дяди Йозефа, который всегда был с ними внимателен, угощал конфетами и даже играл с ними. Те, кто был постарше, побаивались слишком уж доброго Йозефа, которого отчего-то пленные называли Ангелом Смерти. С другой стороны, здесь, в зоопарке Менгеле, все освобождались от каторжных работ, хорошо питались и имели возможность играть. Вроде бы все хорошо, но все здесь на самом деле понимали, как зыбко это кажущееся благополучие.
После экспериментов Менгеле почти никто не выживал, но чем выше был процент смертности, тем в больший раж впадал доктор. Вот несколько процедур, которые практиковал безумный доктор.
Насильственная кастрация и стерилизация. В рамках евгеники тех лет эта процедуры применялась повсеместно для самых разных целей. Вроде бы не страшно, если б только Менгеле не делал эти процедуры без анестезии.
Ампутация здоровых органов. Менгеле считал, что женщина лучше переносит боль, а значит может быть лучшим солдатом, чем мужчина. Чтобы доказать это доктор провел сотни операций по ампутации здоровых конечностей и устраивал самые разные пытки, к примеру, пытал женщин электрическим током и вкалывал яды.
Заражение вирусами. Доктор часто заражал подопытных различными вирусами и наблюдал за тем, как справляется с ними организм.
Впрыскивание химикатов в глаза. В рамках изучения генетики Менгеле хотел научиться менять цвет глаз пациентов. В подавляющем большинстве случаев подопытные слепли и умирали.
Сшивание детей и их органов с целью создания сиамских близнецов. Менгеле был одержим этой идеей. Однажды он сшил двух цыганских близнецов, а также попытался создать общую кровеносную систему и общие половые органы. К несчастью, мальчики выжили. Несколько дней они мучились и ревели от страшной боли, пока не начались гангрена и заражение крови.
В числе любимчиков Менгеле была семья Овиц. Это была еврейская семья карликов румынского происхождения, причем часть их детей была нормального роста, а часть родились с врожденными генетическими нарушениями развития. Они сумели наладить в какой-то мере даже дружеские отношения с врачом, став его придворными шутами.
В общей сложности одних только близнецов в списке подопытных Менгеле было от 300 до 3000 человек, из которых выжило не более десяти процентов. Более точные цифры назвать невозможно, так как когда администрация успела сжечь всю документацию по медицинским экспериментам в лагере.
Глава 5. Что было дальше?
После почти двух лет работы в Освенциме Менгеле перевели в другой концлагерь, откуда тот в 1945-м году и сбежал, притворившись простым солдатом.
Татуировки с группой крови у него не было, так что Менгеле удалось провернуть этот трюк. Некоторое время он жил в Баварии, а потом крысиными тропами (система отправки бывших нацистов в Латинскую Америку) улетел в Аргентину.
После того, как Моссад расправился с Эйхманом, Менгеле сбежал в Бразилию, где и благополучно скончался глубоким стариком. У него прихватило сердце, когда он купался в океане. До последних дней жизни он занимался околомедицинской деятельностью вроде продажи лекарств или подпольных абортов. По словам его сына, он не считал себя в чем-то виновным.
Глава 6. Что там по психологии?
Наверное, здесь стоит сказать, что чудовищные медицинские эксперименты нацистской Германии, хоть и путем огромных жертв, но принесли ряд открытий в самых разных областях знаний. Были придуманы новые способы проведения операций, новые лекарства и яды (сомнительное достижение, но все же).
Эксперименты Менгеле, по большому счету, не имели ничего общего с медициной и никаких результатов не принесли. Этот человек не был чудовищем, маньяком или садистом. Обладая нарциссической личностью (частенько встречается у врачей), он уверовал в свою исключительность и решил поиграть в Бога, а правительство просто предоставило ему такую возможность. Безграничная власть развращает безгранично, а военные действия всегда усиливают сексуальные девиации (другие девиации тоже усиливает, но речь не про них). Не имея возможности полностью реализовать свое либидо, но при этом обладая властью Бога, Менгеле стал потворствовать своей страсти к экспериментам в том числе и в сексуальной сфере, находя особое удовольствие в том, что может делать с людьми, что угодно.
Учитывая тот факт, что Менгеле в тот момент было чуть за тридцать, это вполне укладывается в понятие нормы. Страсть к сексуальным экспериментам для мужчины этого возраста естественна, неестественно лишь то, что у Менгеле появилась возможность потворствовать своим фантазиям.