Абак для банка

Вячеслав АЛЕКСЕЕВ,

программист

АБАК ДЛЯ БАНКА

ЛЮБИТЕЛЬ ГАНГСТЕРСКИХ ФИЛЬМОВ при слове "банк", должно быть, представляет громоздкие тяжеловесные сейфы, толстые пачки денег, кипы бумаг. А служащему банка видится, в первую очередь, знакомый до боли компьютер… впрочем, во вторую и третью - тоже. Все денежные ресурсы - миллиарды рублей, миллионы долларов и марок представлены в нем в невидимой невооруженным глазом электромагнитной форме, и пощупать их можно только мысленно (лишь в этом и совпадают ощущения наших условных персонажей - кинолюба и банковского клерка). Заявить, что современный коммерческий банк немыслим без компьютеров - сказать банальность. Хотя не сведущий в финансовой деятельности человек, протягивая операционистке платежку и при этом окидывая недовольным взглядом десяток сотрудников, нажимающих клавиши самых современных высокоскоростных "персоналок", может засомневаться: а нужна ли, оправдана ли такая роскошь? Вроде не высшая математика, всего-то и делов: сложить пару-тройку сотен цифр, ни тебе синусов с косинусами, ни интегралов. Вполне, мол, хватит и калькулятора. Не иначе - с жиру банкиры бесятся.

Эти раздумья на самом интересном месте прервет операционистка: "Извините, но у указанного в вашем платежном поручении банка-получателя нет такого расчетного счета…"

"Ого! - встрепенется клиент. - Неужто даже в таком махоньком банчишке с десятью служащими сосредоточена база всех банков России с полным перечнем расчетных счетов?" И будет близок к истине: в каждом коммерческом банке действительно имеются данные по действующим финансовым предприятиям не только РФ, но и других стран СНГ, еженедельно пополняемые и обновляемые через систему РКЦ - расчетно-кассовых центров (своего рода местных филиалов Центрального банка России). Эти сведения включают название, банковский идентификационный код (БИК), введенный взамен упраздненного МФО, корреспондентский счет в РКЦ и некоторые другие реквизиты. А все клиентские расчетные счета содержат некий ключ, жестко привязанный к БИК. Именно он и пересчитывается по хитрому алгоритму, устанавливая факт: может ли, к примеру, Тьмутараканское ООО "Шустрые Ребята Лтд" иметь расчетный счет N36467258 в Акционерном коммерческом банке "Деловые Хлопцы"? И не лишен ли на прошлой неделе данный АКБ лицензии за свою бойкую деятельность? В противном случае деньги могут уйти "не туда".

Разумеется, с информацией по 12 тысячам КБ справится и одна "четверка" (ПК с 486-м процессором), но, с другой стороны, поиск нужных реквизитов - лишь самая простая из задач, решаемых банком.

БАНК, ЭТОТ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ГОБСЕК, как и его корыстный предтеча - средневековый ростовщик-индивидуал, живет с перепродажи чужих денег. Но за прошедшее со времен Бальзака время количество клиентов и ссужаемые суммы существенно возросли. Да и темп денежного оборота увеличился на несколько порядков. Скажем, у среднего банка на обслуживании тысяча фирм, у каждой открыт расчетный счет. Ежедневно на полсотни из них поступают средства за выполненную работу. Но подавляющее большинство потратит их лишь через день, два, а то и много позже. Значит, у нынешнего коллективного Гобсека имеется время для перепродажи этих денег за проценты. Кому? Тому, кто именно сейчас остро нуждается в средствах и согласен за них заплатить. Сколько можно продать? Это покажет баланс на текущий момент - остаток от поступивших и отправленных денег. Причем решение нужно принимать в считанные минуты - в РКЦ ждать не будут. Опоздал - появится стандартное сообщение: "Банк просрочил время передачи…" И вместо прибыли непроданные средства принесут убытки: это и недополученная выгода, и отчисления в ЦБ. Со счетами или даже с калькулятором можно тут же "вылететь в трубу".

А количество техники диктуется объемом документации, которую формирует банк. Сколько клиентов мы приняли для примера? Тысячу? Значит, каждое утро, после подгрузки поступлений через РКЦ, изготавливаются выписки по их счетам. По всем без исключения. Пусть не на бумаге - действительно, не все же явятся в банк за своей выпиской, но в электронном виде ее нужно иметь непременно. Плюс - сотня - две платежных документов в течение дня, плюс ежедневные и пятидневные отчеты в РКЦ, плюс ежемесячные и квартальные отчеты в ЦБ, плюс фискальные функции для налоговой службы, контрольные - для таможни, статистические - для Госстата, финансовые - для партнеров и т.д и т.п. Вся документация обязательно должна быть выполнена на бумаге, красиво оформлена, с подписями и печатями. Другими словами - требуется чуть ли не настольная мини-типография. А если еще учесть, что все данные надлежит предварительно рассчитать, то кто же с этим справится - кроме компьютера?

TABULA RASA - говорят о невинном младенце. "Чистая доска" - можно сказать и о незагруженном компьютере. Даже школьнику известно, что машина сама по себе ничего считать не будет. В нее нужно вдохнуть жизнь - программу. Но и этого мало: какой смысл в любом введенном в ЭВМ документе, если он так и останется в ней? Ведь любая операция с деньгами означает, что на данном расчетном счете уменьшилась некая сумма денег, а на другом - возросла на ту же величину, и эта информация мгновенно должна стать достоянием всех заинтересованных служб. Иначе возможны накладки, двойные проводки, "отрицательные" рубли и прочие неприятности. Деньги такого обращения не любят и жестоко мстят за него. Единственный выход - связать все имеющиеся компьютеры в единую сеть. Разумеется, необходимо и соответствующее программное обеспечение: чтобы, с одной стороны, все сотрудники работали с единой базой данных, а с другой - каждый отдел занимался своим делом: и операционный, и кредитный, и валютный, и договорной, и кассовый, и бухгалтерский (куда ж без него?), и юридический - и прочие, прочие, прочие… И база данных по банкам - там же, и постановления с решениями Правительства и родного ЦБ, и многое другое. Вот такой вычислительный монстр нужен - с одним телом и множеством голов: каждой службе свой набор операций. Да еще с двойной - тройной защитой, чтобы в любой нештатной ситуации, при любом стихийном бедствии: наводнении, извержении вулкана, отключении электроэнергии, несанкционированном внедрении в базу данных неопытного пользователя или приходе аудиторской проверки - всю информацию можно было легко и просто восстановить и предъявить. В противном случае - банк встанет.

Разумеется, стоит такая программулька… даже самая дешевая… ну вы представляете… Все эти пентиумы - так, своего рода бонус к ней, почти бесплатное приложение. А на менее мощных машинах она и работать не будет. Ругнется не по-нашему, что-нибудь навроде: "Out of memory" - и все дела.

Итак, мы вплотную подошли к выводу: не технику выбирает банк, а программу. А уж она диктует свои условия к аппаратной части. Впрочем, у любого банковского софта требования очень похожи: микропроцессор - как можно мощнее, память - как можно больше, производительность - как можно выше.

Есть два способа заполучить такое матобеспечение. Первый - нанять программистов: пусть за зарплату творят, не выходя из банка. Второй - купить готовый пакет, из числа имеющихся на рынке. У обоих подходов свои достоинства и недостатки. Создать подобного монстра даже гениальному программисту не под силу. Тут нужен коллектив от десяти и более человек, с распределением заданий по отдельным функциональным блокам (раз у каждой службы своя часть, то желательно, чтоб ее составлял специалист в данной области). Программист - профессия высокооплачиваемая (за тарелку супа тут работать никто не будет), так что легко просчитать, во что выльется содержание и обновление "самодельной" версии матобеспечения. Есть и второй негативный момент: стоит любому из авторов разругаться с коллективом или просто найти более денежное место - и любое очередное директивное письмо ЦБ, меняющее пустячный алгоритм ничтожной задачи, превратит программу в дорогостоящую безделицу.

На заре становления отечественного финансового дела на рынок свои разработки представили многие программисты. Бездарные быстро отсеялись, а подающие надежды слились в творческие коллективы и обзавелись статусом юридических лиц. В отличие от материальных объектов, интелектуальный продукт тиражируется легко, его стоимость распределяется на нескольких покупателей и конкретному пользователю обходится дешевле, чем "самоделка".

Но и здесь имеются свои подводные камни: фирма может создать прекрасный программный продукт, но оставить без внимания сервис и сопровождение, а без обновления он устареет уже через месяц. Универсальное изделие, расчитанное на многих, не учитывает сиюминутных потребностей конкретного банка - усредняет их запросы, обладает меньшей гибкостью.

Конкуренция и здесь провела жесткий отбор: за год - два на плаву остались считанные единицы. Однако борьба продолжается. Казалось бы, ясно: если по какой-либо программе работает хотя бы один банк, значит, по кругу решаемых задач она соответствует общему эталону, и ее соперничество с другими программными пакетами сводится лишь к вопросам удобства пользования, сервиса, дизайна. Но жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, новые устройства и как следствие - дополнительные возможности.

Пример - работа по схеме "УДАЛЕННЫЙ КЛИЕНТ".

Как реализуется возможность получать и отправлять деньги, не выходя из офиса? Сначала давайте разберемся, что же такое электронное платежное поручение и чем оно отличается от бумажного. У обычной платежки бланк заполнен реквизитами плательщика и получателя, указаны сумма и назначение платежа и все это скреплено подписью и печатью распорядителя денег. Внешний вид образцов согласован при заключении договора на банковское обслуживание. Появление такого документа обязывает банк перевести указанную сумму с одного расчетного счета на другой. Причем, совершенно неважно, когда и где платежное поручение заполнялось, кто его доставил.

Электронный аналог содержит те же самые реквизиты, включая подпись и печать, и отличается лишь носителем информации. Разумеется - электронная печать выглядит иначе, чем привычный оттиск на бумаге, но ее "внешний вид" также оговаривается в дополнительном соглашении со всеми вытекающими правами. Как правило, в качестве электронных подписи и печати принимается некая комбинация букв и цифр, рассчитанная по согласованному алгоритму. Самый простой: из тысячи чисел, сгенерированных случайным образом, формируются 6 - 8 таблиц, в которых трехзначные коды соответствуют каждой возможной цифре документа: вот номер расчетного счета (из 1-й таблицы извлекаем девять кодов по количеству цифр счета), вот дата (число - код из 2-й таблицы, месяц - еще один из 3-й таблицы), вот сумма (4- я таблица) и т.д. Выпавшие коды суммируются, и полученным числом удостоверяется - "подписывается" поручение. А в банке по копии таблиц клиента проверяют, совпадает ли это число (каждый раз меняющееся) с рассчитанным. Понятно, что подобрать ключ, не имея оригинала таблиц, практически невозможно.

Подготовленный документ перед отправкой шифруется. Модем, подключенный к компьютеру клиента, набирает знакомый телефонный номер. На другом конце линии банковский модем "снимает трубку". Первым делом оба устройства договариваются о скорости передачи данных и протоколе коррекции ошибок, затем звонящий представляется, предъявляя условное имя, сетевой адрес, пароль, прочую оговоренную информацию. Если все слова и пароли совпадают и почтовый сервер находит в своем списке такого клиента, он принимает документ и отдает выписку, в противном же случае - просто тихо "кладет трубку" и ждет следующего звонка. И при любом раскладе записывает в так называемом лог-файле, что такого-то числа, во столько-то часов, минут и секунд имел место звонок со следующими результатами…

При успешной связи поручение расшифровывается, проверяется "подпись" и, если и здесь все в порядке, подгружается в основную программу "Опер-день банка", а у ответственной операционистки, чем бы она в тот момент не занималась, на экран выводится сообщение: "Поступил документ…"

Все остальное решает не техника - люди: сразу принять к исполнению, задержать, перенести на следующий день, заблокировать, отменить и так далее. Модем - всего лишь быстроногий курьер, который по дороге не задержится у ларька с пивом, не заблудится, не заскочит домой. Иначе говоря - повторяется ситуация с обычной платежкой: в банке появился документ с оформленными по оговоренной форме реквизитами, подписями и печатями. Если клиент не превысил имеющуюся у него на счете сумму денег, не опоздал, его счет не заблокирован налоговыми или другими органами - документ будет принят к исполнению, то есть указанную сумму перечислят на указанный счет.

Каждый банк сам выбирает программу, формирующую и передающую поручение по телефонным линиям, и предоставляет ее своим корреспондентам, вплоть до присылки собственного специалиста, настраивающего сложный коммуникационный пакет под конкретную технику. Существуют разные, в том числе и более сложные, нежели упомянутая, системы "подписи": например, с подключением шифровальных устройств, электронных "таблеток". Но для конкретного пользователя - суть не меняется.

Возможно, у некоторых читателей вертится на языке ехидная реплика: в прессе-де не раз писали про компьютерные ограбления банков. Если электронная технология по надежности не уступает бумажной, то как удаются подобные преступления? И не могут ли таким же способом украсть мои деньги с расчетного счета? Да и просто любопытно знать, как действует современный "МЕДВЕЖАТНИК С МОДЕМОМ".

Сначала определим, что значит "ограбление по модему". Ибо материалы подавляющего большинства статей на эту тему вызывают продолжительный здоровый смех в компьютерном мире. Особенно преуспел некий журналист К. (не буду называть фамилию) в серии нашумевших статей об электронном взломе банков - перлы из них с язвительными комментариями известных хакеров обошли по электроннным сетям весь мир. Само словосочетание "ограбление банка по модему" - абсурд, ибо собственные средства банка, то есть уставной капитал и прибыль, лежат на определенных счетах, которые не только по модему недоступны, но даже и многим сотрудникам открыты лишь для просмотра. Что-то снять и перевести, не имея санкции руководства, просто невозможно. А все остальное - лишь средства клиентов, и банк временно распоряжается ими только по поручениям владельцев. Посредством связи через модем управляются только клиентские счета, и кроме того окончательное решение о проводке той или иной суммы принимает человек.

Деньги всегда привлекали преступников. Неважно, хранятся наличные под сейфовыми замками или в виде строчки цифр на расчетном счету фирмы - обязательно найдется некто, размышляющий о способах их изъятия. Но ни один "медвежатник" не полезет наобум снимать сигнализацию и резать сейфы, если не будет в достаточной степени уверен, что там есть чем поживиться. Точно так же ни один хакер даже не попытается "ломать" защиту, если не будет точно знать, что на конкретном счету есть некая (и не малая) сумма, которой можно распорядиться втихоря от хозяина. Ведь, как и медвежатнику, ему дается всего одна попытка (вспомним про лог-файл: если кто-то начал подбирать пароли, то это тотчас можно отследить и принять меры). Откуда он получает эту информацию?

Чаще всего - от самого клиента, хозяина денег. Взять, к примеру, случай с Владимиром Левиным, снявшим, не выходя из своей петербургской квартиры, с некоего расчетного счета Сити-бэнк 80 тыс. долл. и отправившего затем их в Израиль. Вы считаете, он Сити-бэнк ограбил? Нет, он обворовал одного из клиентов банка, также проживавшего в Петербурге. То есть - послал платежное поручение от лица реального человека, используя его имя, пароль, шифр. У банка не было оснований отказать в исполнении, а когда настоящий клиент получил очередную выписку со счета, тут-то все и вскрылось. И при повторной попытке Левина засекла служба безопасности. Спросите, как он узнал чужой расчетный счет, имеющуюся там сумму, имена, пароли и прочее?

Для этого совсем не обязательно выезжать в Америку и выпытывать означенные сведения у тамошних специалистов. Скорее всего, либо проговорился сам потерпевший, либо (с меньшей вероятностью) В.Левин встроил "программный жучок" на петербургском сайте компьютерной сети и длительное время снимал копии со всех проходящих документов, чтобы затем, наработав статистику, проанализировать шифр. Другое дело, что банк взял на себя весь ущерб, причиненный клиенту, но реально - мог и отказать ему, ведь вины банка тут не было. Конфедициальная информация "ушла" не от него.

В связи с этим вспоминается обсуждение в сетевых телеконференциях летом 1996 года проделки Левина. Некто (имя не запомнилось, назовем его условно А.) поведал такую историю. Года за два до известных событий, когда о модемах знали лишь немногие, вызывает его начальство и просит помочь с настройкой модемной связи для другой фирмы - партнера по бизнесу. "Прихожу, - говорит, - стоит компьютер, модем. Выдали мне две дискеты с программным обеспечением для связи аккурат с тем самым Сити-бэнк. Есть и документация на английском, но терминологии никто не понимает. Подключил модем, запустил инсталляционную дискету. Коммуникационная программа установилась успешно, но - не работает. Начал разбираться - налицо конфликт с какими-то другими программами, установленными ранее. Долго менял настройки, конфигурировал систему, и наконец запустил программу - модем стал набирать номер. Но смотрю - номер-то американский, без междугородных префиксов. А если их вставить - получается слишком длинное число, не влезающее в отведенное для него место. Заказчик, узнав суть проблемы, стал звонить в Штаты. Там ему сообщили, что в Москве тоже есть некий телефонный номер, через который можно связаться напрямую с американским банком (номер-то сказали, а пароли для входа в сеть - нет, сами их не знали)…" Короче, до первого тестового звонка в банк прошло дня три. За это время А. узнал и пароли, и телефоны, и подержал в руках сами кодировочные таблицы (собственно говоря, сам все узнавал, проверял, тестировал, чтобы потом объяснить и показать заказчику, как что делать). Месяц спустя - земля слухом полнится - другой бизнес-партнер попросил оказать аналогичную услугу. Еще через несколько месяцев - третий. За год А. настроил эту программу в восьми фирмах. Прошло еще некоторое время, и вот, удаляя лишние программы на своем компьютере, он случайно наткнулся на копию одной из тех самых банковских программ. Ради интереса решил проверить, сменил ли хозяин пакета тестовые пароли. Запустил программу, модем набрал номер, спокойно подключился к московскому хосту, тот благополучно переключил его на Сити-бэнк, и на экран монитора поползла выписка… Дальше А. заверял, что тут же выключил модем, ибо если он получит выписку, то владелец счета ее уже не получит и начнет разбираться, в чем тут дело, да и не собирался А. "ломать" банк. Но сам факт, что абсолютно конфиденциальная информация свободно гуляет по разным компьютерам, говорит о многом. И не нужны в подобной ситуации какие-то особые хакерские таланты…

Попробуем подвести итог. Если фирма не держит большие суммы длительное время на своем расчетном счете, пуская их в оборот, если система "Банк-Клиент" не пользуется услугами посредников - электронных сетей типа Интернет, Спринта и прочих, а ведет все дела напрямую, если доступ посторонних лиц к коммуникационному компьютеру ограничен, а кодировочные таблицы хранятся в сейфе, если приходы и расходы денег проверяются ежедневно (в течение суток любой ошибочный платеж можно отозвать), то оснований для беспокойства нет. Грех обижаться на подложную бумажную платежку, если печать предприятия валяется где попало.

(с) Техника молодежи N 07 за 1997 г.

This file was created with BookDesigner program bookdesigner@the-ebook.org 18.01.2024