Стихи, короткие рассказы и сказки русских писателей-классиков о природе.
Для начальной школы.
Иллюстратор: Леонид Трофимович Кузнецов.
Алексе́й Никола́евич Плеще́ев
Пти́чка (Отры́вок)
Фёдор Ива́нович Тю́тчев
Зима́ неда́ром зли́тся…
Афана́сий Афана́сьевич Фет
Ры́бка
Константи́н Дми́триевич Уши́нский
Ла́сточка
Ма́льчик о́сенью хоте́л разори́ть приле́пленное под кры́шей гнездо́ ла́сточки, в кото́ром хозя́ев уже́ не́ было: почу́яв приближе́ние холодо́в, они́ улете́ли.
— Не разоря́й гнезда́, — сказа́л ма́льчику оте́ц, — весно́й ла́сточка опя́ть прилети́т, и ей бу́дет прия́тно найти́ свой пре́жний до́мик.
Ма́льчик послу́шался отца́.
Прошла́ зима́, и в конце́ апреля́ па́ра острокры́лых, краси́веньких пти́чек, весёлых, щебе́чущих, прилете́ла и ста́ла носи́ться вокру́г ста́рого гнёздышка. Рабо́та закипе́ла; ла́сточки таска́ли в но́сиках гли́ну и ил из бли́жнего ручья́, и ско́ро гнёздышко, немно́го попо́ртившееся за́ зиму, бы́ло отде́лано за́ново. Пото́м ла́сточки ста́ли таска́ть в гнездо́ то пух, то пёрышки, то стебелёк мо́ха.
Прошло́ ещё не́сколько дней, и ма́льчик заме́тил, что уже́ то́лько одна́ ла́сточка вылета́ет из гнезда́, а друга́я остаётся в нём постоя́нно.
«Ви́дно, наноси́ла яи́чек и сиди́т тепе́рь на них», — поду́мал ма́льчик.
В са́мом де́ле, неде́ли че́рез три из гнезда́ ста́ли выгля́дывать кро́шечные голо́вки. Как рад был тепе́рь ма́льчик, что не разори́л гнёздышка!
Си́дя на крыле́чке, он по це́лым часа́м смотре́л, как забо́тливые пти́чки носи́лись по во́здуху и лови́ли мух, комаро́в и мо́шек. Как бы́стро снова́ли они́ взад и вперёд, как неутоми́мо добыва́ли пи́щу свои́м де́ткам!
Ве́тер и Со́лнце
Одна́жды Со́лнце и серди́тый се́верный Ве́тер зате́яли спор о том, кто из них сильне́е. До́лго спо́рили они́ и наконе́ц реши́лись поме́риться си́лами над путеше́ственником, кото́рый в э́то са́мое вре́мя е́хал верхо́м по большо́й доро́ге.
— Посмотри́, — сказал́ Ве́тер, — как я налечу́ на него́: ми́гом сорву́ с него́ плащ.
Сказа́л и на́чал дуть что бы́ло мо́чи.
Но чем бо́лее стара́лся Ве́тер, тем кре́пче заку́тывался путеше́ственник в свой плащ: он ворча́л на непого́ду, но е́хал всё д́альше и да́льше. Ве́тер серди́лся, свирепе́л, осыпа́л бе́дного пу́тника дождём и снего́м. Проклина́я Ве́тер, путеше́ственник наде́л свой плащ в рукава́ и подвяза́лся по́ясом. Тут уж Ве́тер и сам убедил́ся, что ему́ плаща́ не сдёрнуть.
Со́лнце, ви́дя бесси́лие своего́ сопе́рника, улыбну́лось, вы́глянуло из-за облако́в, обогр́ело, осуши́ло зе́млю, а вме́сте с тем и бе́дного полузамёрзшего путеше́ственника. Почу́вствовав теплоту́ со́лнечных луче́й, он приободри́лся, благослови́л Со́лнце, сам снял свой плащ, сверну́л его́ и привяза́л к седлу́.
— Ви́дишь ли, — сказа́ло тогда́ кро́ткое Со́лнце серди́тому Ве́тру, — ла́ской и доброто́й мо́жно сде́лать гора́здо бо́лее, чем гне́вом.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок
На лугу́
Аполло́н Никола́евич Ма́йков
Ле́тний дождь
Константи́н Дми́триевич Уши́нский
Капу́стная ба́бочка
Ма́льчик пойма́л на огоро́де бе́ленькую ба́бочку и принёс к отцу́.
— Это превре́дная ба́бочка, — сказа́л оте́ц, — е́сли их разведётся мно́го, то пропадёт на́ша капу́ста.
— Неуже́ли э́та ба́бочка така́я жа́дная? — спра́шивает ма́льчик.
— Не са́мая ба́бочка, а её гу́сеница, — отвеча́л оте́ц. — Б́абочка э́та нанесёт кро́хотных яи́чек, и из яи́чек вы́ползут червячки́: и́х-то и зову́т гу́сеницами. Гу́сеница о́чень обжо́рлива: она́ то́лько и де́лает, что ест да растёт. Когда́ она́ вы́растет, то сде́лается ку́колкой. Ку́колка не ест, не пьёт, лежи́т без движе́ния, а пото́м вы́летит из неё ба́бочка, така́я же, как вот э́та. Так превраща́ется вся́кая ба́бочка: из яи́чка в гу́сеницу, из гу́сеницы в ку́колку, из ку́колки в ба́бочку, а ба́бочка нанесёт яи́чек и замрёт где́-нибудь на листе́.
Алексе́й Константи́нович Толсто́й
Где гну́тся над о́мутом ло́зы…
Лев Никола́евич Толсто́й
Кака́я быва́ет роса́ на траве́
Когда́ в со́лнечное у́тро, ле́том, пойдёшь в лес, то на поля́х, в траве́, видны́ алма́зы. Все алма́зы э́ти блестя́т и перелива́ются на со́лнце ра́зными цвета́ми — и жёлтым, и кра́сным, и си́ним. Когда́ подойдёшь бли́же и разгляди́шь, что э́то тако́е, то уви́дишь, что э́то ка́пли росы́ собрали́сь в треуго́льных листа́х травы́ и блестя́т на со́лнце.
Листо́к э́той травы́ внутри́ мохна́т и пуш́ист, как ба́рхат. И ка́пли ката́ются по листку́ и не мо́чат его́.
Когда́ неосторо́жно сорвёшь листо́к с роси́нкой, то ка́пелька ска́тится, как ша́рик све́тлый, и не уви́дишь, как проскользнёт ми́мо сте́бля. Быва́ло, сорвёшь таку́ю ча́шечку, потихо́ньку поднесёшь ко рту и вы́пьешь роси́нку, и роси́нка э́та вкусне́е вся́кого напи́тка ка́жется.
Никола́й Порфи́рьевич Гре́ков
Ле́том
Афана́сий Афана́сьевич Фет
Осень
Никола́й Алексе́евич Некра́сов
Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядрёный…
(Отры́вок из стихотворе́ния «Желе́зная доро́га»)
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин
Уж не́бо о́сенью дыша́ло…
(Из рома́на в стиха́х «Евге́ний Оне́гин»)
Лев Никола́евич Толсто́й
Ле́беди
Ле́беди ста́дом лете́ли из холо́дной стороны́ в тёплые зе́мли. Они́ лете́ли че́рез мо́ре. Они́ лете́ли день и ночь, и друго́й день и другу́ю ночь они́ лете́ли, не отдыха́я, над водо́ю. На не́бе был по́лный ме́сяц, и ле́беди далеко́ внизу́ под собо́й ви́дели сине́ющую во́ду. Все ле́беди умори́лись, маха́я кры́льями; но они́ не остана́вливались и лете́ли да́льше. Впереди́ лете́ли ста́рые, си́льные ле́беди, сза́ди лете́ли те, кото́рые бы́ли моло́же и слабе́е. Оди́н молодо́й ле́бедь лете́л позади́ всех. Си́лы его́ ослабе́ли. Он взмахну́л кры́льями и не мог лете́ть да́льше. Тогда́ он, распусти́в кры́лья, пошёл вниз. Он бли́же и бли́же спуска́лся к воде́; а това́рищи его́ да́льше и да́льше беле́лись в ме́сячном све́те. Ле́бедь опусти́лся на воду и сложи́л кры́лья. Мо́ре всколыхну́лось под ним и покача́ло его. Ста́до ле́бедей чуть виднел́ось бе́лой черто́й на све́тлом не́бе. И чуть слы́шно бы́ло в тишине́, как звене́ли их кры́лья. Когда́ они́ совсе́м скры́лись из ви́да, ле́бедь загну́л наза́д ше́ю и закры́л глаза́. Он не шевели́лся, и то́лько мо́ре, поднима́ясь и опуска́ясь широко́й полосо́й, поднима́ло и опуска́ло его́. Перед зарей лёгкий ветеро́к стал колыха́ть мо́ре. И вода́ плеска́ла в бе́лую грудь ле́бедя. Ле́бедь откры́л глаза́. На восто́ке красне́ла заря́, и ме́сяц и звёзды ста́ли бледне́е. Ле́бедь вздохну́л, вы́тянул ше́ю и взмахну́л кры́льями, приподня́лся и полете́л, цепля́я кры́льями по воде́. Он поднима́лся вы́ше и вы́ше и полете́л оди́н над та́йными всколыха́вшимися волна́ми.
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин
Вот се́вер, ту́чи нагоня́я…
(Из рома́на в стиха́х «Евге́ний Оне́гин»)
Никола́й Алексе́евич Некра́сов
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром…
(Из поэ́мы «Моро́з. Кра́сный нос»)
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин
Поро́ша
Константи́н Дми́триевич Уши́нский
Прока́зы стару́хи зимы́
Разозли́лася стару́ха зима́: заду́мала она́ вся́кое дыха́ние со све́та сжить. Пре́жде всего́ она́ ста́ла до птиц добира́ться: надое́ли ей они́ свои́м кри́ком и пи́ском.
Поду́ла зима́ хо́лодом, посорвала́ ли́стья с лесо́в и дубо́в и размета́ла их по доро́гам. Неќуда пти́цам дева́ться; ста́ли они́ ста́йками собира́ться, ду́мушку ду́мать. Собрали́сь, покрича́ли и полете́ли за высо́кие го́ры, за си́ние моря́, в тёплые стра́ны. Оста́лся воробе́й, и тот под стреху́ заби́лся.
Ви́дит зима́, что птиц ей не догна́ть; наки́нулась на звере́й. Запороши́ла сне́гом поля́, завали́ла сугро́бами леса́, оде́ла дере́вья ледяно́й коро́й и посыла́ет моро́з за моро́зом. Иду́т моро́зы оди́н друго́го зле́е, с ёлки на ёлку перепры́гивают, потре́скивают да пощёлкивают, звере́й пуга́ют. Не испуга́лися зве́ри; у одни́х шу́бы тёплые, други́е в глубо́кие но́ры запря́тались; бе́лка в дупле́ оре́шки грызёт; медве́дь в берло́ге ла́пу сосёт; за́инька, пры́гаючи, гре́ется; а лоша́дки, коро́вки, ове́чки давны́м-давно́ в тёплых хлева́х гото́вое се́но жую́т, тёплое по́йло пьют.
Пу́ще зли́тся зима́ — до рыб она́ добира́ется; посыла́ет моро́з за моро́зом, оди́н друго́го люте́е. Моро́зцы бо́йко бегу́т, молото́чками гро́мко посту́кивают: без кли́ньев, без подкли́нков по озёрам, по река́м мосты́ стро́ят. Замёрзли ре́ки и озёра, да то́лько све́рху; а ры́ба вся вглубь ушла́: под ледяно́й кро́влей ей ещё тепле́е.
«Ну, посто́й же, — ду́мает зима́, — дойму́ я люде́й», — и шлёт моро́з за моро́зом, оди́н друго́го зле́е. Заволокли́ моро́зы узо́рами око́нницы в о́кнах; стуча́т и в сте́ны, и в две́ри, так что брёвна ло́паются. А лю́ди затопи́ли пе́чки, пеку́т себе́ блины́ горя́чие да над зимо́ю посме́иваются. Случи́тся кому́ за дрова́ми в лес е́хать — наде́нет он тулу́п, ва́ленки, рукави́цы тёплые да как при́мется топоро́м маха́ть, да́же пот прошибёт. По доро́гам, бу́дто зиме́ на́ смех, обо́зы протяну́лись; от лошаде́й пар вали́т, изво́зчики нога́ми пото́пывают, рукави́цами похло́пывают, плеча́ми подёргивают, моро́зцы похва́ливают.
Оби́днее всего́ показа́лось зиме́, что да́же ма́лые ребяти́шки — и те её не боя́тся! Ката́ются себе́ на конька́х да на сала́зках, в снежки́ игра́ют, баб ле́пят, го́ры стро́ят, водо́й полива́ют да ещё моро́з кли́чут: «Приди́-ка пособи́ть!» Щипнёт зима́ со зло́сти одного́ мальчуга́на за́ ухо, друго́го за́ нос, — да́же побеле́ют; а ма́льчик схва́тит сне́га, дава́й тере́ть — и разгор́ится у него́ лицо́, как ого́нь.
Ви́дит зима́, что ниче́м ей не взять, — запла́кала со зло́сти. Со стрех зи́мние слёзы зака́пали… ви́дно, весна́ недалеко!
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок
Ве́тхая избу́шка
Спиридóн Дми́триевич Дрóжжин
Пройдёт зима́ холо́дная…
(Отры́вок из стихотворе́ния «Опя́ть зима́ на са́ночках…»)
Содержание
А. Н. Плеще́ев. Пти́чка (
Ф. И. Тю́тчев. «Зима́ неда́ром зли́тся…»
А. А. Фет. Ры́бка.
К. Д. Уши́нский. Ла́сточка.
К. Д. Уши́нский. Ве́тер и Со́лнце.
А. А. Блок. На лугу́.
А. Н. Ма́йков. Ле́тний дождь.
К. Д. Уши́нский. Капу́стная ба́бочка.
А. К. Толсто́й. «Где гну́тся над о́мутом ло́зы…»
Л. Н. Толсто́й. Кака́я быва́ет роса́ на траве́.
Н. П. Гре́ков. Ле́том.
А. А. Фет. Осень.
Н. А. Некра́сов. «Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядрёный…» (Отры́вок из стихотворе́ния «Желе́зная доро́га»)… 20
А. С. Пу́шкин. «Уж не́бо о́сенью дыша́ло…»
Л. Н. Толсто́й. Ле́беди.
А. С. Пу́шкин. «Вот се́вер, ту́чи нагоня́я…» (Из рома́на в стиха́х «Евге́ний Оне́гин
Н. А. Некра́сов. «Не ве́тер бушу́ет над бо́ром…» (Из поэ́мы «Моро́з. Кра́сный нос
С. А. Есе́нин. Поро́ша.
К. Д. Уши́нский. Прока́зы стару́хи зимы́.
А. А. Блок. Ве́тхая избу́шка.
С. Д. Дро́жжин. «Пройдёт зима́ холо́дная…» (Отры́вок из стихотворе́ния «Опя́ть зима́ на са́ночках