Из записок дикого туриста

Назад

ИЗ ЗАПИСОК ДИКОГО ТУРИСТА

ОХОТА ЗА КИЛОМЕТРАМИ

            Слово автору

      В лохматом далеком 1994-м я бросил этот рассказ в одну сетевую литературную конференцию. И вдруг натыкаюсь на него у Мошкова, в разделе туризма...

      Раз уж он прижился в сети, то пусть живет там, где положено. В авторской редакции :)

Павел Шумил

Эпиграф

Солнце всходит и заходит,

А кушать хочется всегда !

( из записок дикого туриста )

      Не знаю, как вы, а я люблю сидячие виды спорта. Велосипед, байдарка, в крайнем случае "пелла-фьорд". Сидишь, по сторонам смотришь, километры отлавливаешь. Особенно хорошо на велосипеде. Три минуты - километр, еще три минуты - еще один. Солнце сзади, горизонт спереди. Если вам когда-нибудь скажу, что еду на Селигер, в Мурманск, Выборг или еще куда-то - не верьте. Я еду к линии горизонта. Черт возьми, сколько лет пытаюсь догнать эту паршивку, а она все убегает. Вот как сейчас. В пяти метрах за мной - Андрей. Суровый мужской коллектив, стабильный уже двадцать лет. Конечно, от женщин тоже иногда бывает польза, но только не в турпоходе. Моряки это давно поняли. Слышали - женщина на корабле... Вы видели туристские весельные походы? Лодка со смешанным экипажем - два парня, две симпатичных девушки. Кто на веслах? Правильно, красивые наши. Почему? Почему здоровые мужики вынуждены уступать лучшие места в лодке? Да чтоб хоть чем-то занять девочек, иначе от них жизни не будет. Ой, какая птичка, посмотри, какая рыбка, давай подплывем к этой кувшинке. И так весь день.

      Три минуты - километр. Сколько мы их сегодня настреляли, уже восемьдесят? Хорошо идем. Два человека - самая мобильная группа. Наша первая однодневка Белоостров - Выборг была в 74 году, через день после последнего школьного экзамена. 126 км на дорожном велосипеде. Точнее, 24+102. На двадцать пятом у меня седло развалилось. Эти километры на всю жизнь запомнил, извините за выражение, задницей. Ей тогда досталось, бедной.

      Три минуты - километр. Хорошо, когда солнце сзади. Когда на байдарке шли из Петрозаводска в Питер, я мечтал о темных очках. Солнце сверху, солнце в воде. Топляки и камни тоже в воде. В глазах - солнечные зайчики. Зато как мы тогда шли! Онега, Свирь, Ладога, Нева - и все за 16 дней! Ходовых - меньше. Всю Неву - за шесть часов - с двух до восьми. Высадились на Васильевском острове у памятника Ломоносову. Заработать свежие мозоли после двух недель работы веслом - это вам не хухры-мухры. Но зрители разочаровали. В центре города два заросших питекантропа, не по форме одетых (без штанов) тащат байдарку по улице - и ноль внимания.

      Километр - зверь коварный. Сейчас, на трассе, они смирные. А километры по болоту - вот где крутая охота! Комары - эти мессершмитты пернатые - рубашку прокусывают. Руки заняты. Два км за час десять. А под Тихвином - восемь км за три часа! Звереешь. Но вспоминать очень даже приятно. Странно это.

      Некоторые любят охотиться с ружьем. Я их понимаю. Очень иногда хочется иметь в палатке под рукой какой-нибудь убедительный аргумент калибром покруче. Особенно после того, как поутру обнаруживаешь в пятнадцати метрах от палатки прямо на тропинке кучу медвежьего... Ну, вы поняли, о чем я. И пусть все говорят, что летом медведи сытые и смирные. Почти ручные. А вдруг данный конкретный индивидуум был голодный? Хотя, по куче не похоже. И он ушел. Пришел, сделал свое дело и ушел... Увидел палатку и сделал... Может, он нас испугался? Медвежья болезнь напала. А мы спали. Натощак. Всегда подозревал, что голодный турист - страшное зрелище.

x x x

      Три минуты - километр. А знаете ли вы, что обычная дождевая капля может сбросить велосипедиста в кювет? Не верите? Представьте ситуацию. Свежий (без колдобин) асфальт, уклон 6% - 7%, дождь. Скорость нарастает - 40, 50, 60, ... км/ч. Велосипед становится непослушным, готов уйти то в кювет, то на встречную полосу. Палатка - пять кг на переднем багажнике - отнюдь не облегчает управление. Капли дождя твердеют, становятся сначала градинками, потом свинцовыми дробинками. Нажать на тормоз? Дудки! За спуском идет подъем, а крутить педали в гору - ...! Представили. Последний штрих - капля дождя попадает в глаз...

      Ладно, хватит о грустном, вспомним приятное. Трасса Питер - Мурманск. Впереди 500, позади 900. Мелкий дождик вторую неделю. Хоолллодддно. Впереди маячит затяжной подъем. Думаете, я опять о грустном? Ха! Подъем - это здорово! Что нам какой-то подъемчик после девятисот километров? Даже скорость не сбросим. Зато согреемся!!! Вот спуск - это хуже. Продувает до костей.

x x x

      Шексна. Байдарка. Вечереет. Синхронно работаем веслами. Пора уже разбивать лагерь, и я внимтельно осматриваю берега.

      - Андрей, у меня крыша поехала.

      - ???

      - Якорь плывет.

      - Где?

      - тридцать по левому борту.

      Бряк - это весла столкнулись в воздухе. Андрей забыл сделать гребок. Впереди слева - полутораметровый якорь. Подплываем. Видимо, раньше здесь был мост. Осталась опора, погруженная в воду на десять сантиметров. Уже с трех метров опору не видно. На опору положили якорь. Чуда нет. А жаль...

      Северная Ладога. Одиноко стоящий магазинчик. 1 час 45 минут. Магазин открывается в два. Перед магазином человек шесть местных. Ждем открытия, беседуем.

      - Вы, ребята, знаете, что здесь погранзона?

      - Знаем.

      - А документ какой-нибудь есть?

      - Нету. Только квитанция на лодку.

      - А если на погранцов нарветесь?

      - Им с нами смысла нет связываться. По первому разу штраф - десятка. Ничего ценного у нас нет. Лодка - и та напрокат взята.

      - Неделю промурыжат, пока личность выяснят, на работу сообщат.

      - На работе и так все начальство знает, где мы.

      1 час 55 минут.

      Из-за магазина выруливает открытый уазик. В кузове четыре пограничника, пятый за рулем. У всех автоматы. Только вас, ребята, здесь и не хватало! Терять неделю отпуска - в наши планы это не входит. У нас всего неделеля осталась. И что будет с лодкой? С палаткой? Хорошо бы исчезнуть, но поздно. Делаем вид, что мы спокойны.

      Уазик останавливается как раз перед нами. Пограничники ссыпаются на землю.

      - Мужики, кто последний в магазин?

      Фу-у-у!

x x x

      Шестой день пути. Селигер. Точнее - Селигер где-то очень близко. По нашим расчетам, до него не больше десяти км. Крутим педали. Устали, но цель близка. А вот и абориген.

      - Скажите, в Полново как проехать?

      - А вот как вы ехали, так и дальше по этой дороге.

      - А сколько до него?

      - Пять километров.

      Полново - это крайняя точка Селигера. Наша цель на сегодня. Там пристань, там продуктовый магазин, там даже книжный магазин... вроде бы... был..? Пять км - это 15-20 минут по грунтовке. Мелочь. Прошло двадцать минут. Полнова нет, зато есть абориген.

      - Скажите, сколько до Полнова?

      - Пять километров.

      - А мы правильно едем?

      - Да.

      Интересно, кто так километры считает? Ладно, пять км - мелочь. За спиной в сто раз больше. Крутим педали. Проходит 20 минут. Полнова все нет. Абориген!

      - Сколько до Полнова?

      - Километров десять будет.

      Выпадаю в осадок. Педали крутить не могу и не хочу. Андрей чему-то радуется. Юморист нашелся, #$%@& !!!

      В Полново мы так и не попали. В конце концов нам нужен был Селигер, а не какая-то конкретная точка на карте.

      Вуокса, остров Олений. 11 утра.

      Плыву. Сам по себе, не в лодке. На мне малый джентльменский набор - маска, трубка, ласты. Чуть не забыл - еще плавки. Плыву вокруг острова уже час. Этот заплыв - моя утренняя зарядка. Только остров оказался больше, чем надо. Вчерашний остров я обплыл за пятнадцать минут. Или надо говорить - обошел? Если я безмоторное судно водоизмещением менее одной тонны - тогда обошел. А если я дельфин - тогда что я делаю?

      Пятьдесят метров иду стилем "дельфин". До мыса. Должен же где-то кончиться этот остров. Не кончился. За мысом очередная бухточка. Переворачиваюсь на спину. "Дельфин" - самый тяжелый стиль. А мой коронный - спина. Только это в бассейне. Там камней нет и по потолку видно, куда плывешь. Здесь как въедешь кумполом - и буль-буль. "Девочка Маша купаться пошла. В среду нырнула, в субботу всплыла". - До чего прилипчивое стихотворение. Пытаюсь переключиться на Высоцкого. Наверное, уже первый час. Андрей приготовил завтрак - и съел. Итак, что у нас сегодня плохого:

      1) То, что скажет Андрей.

      2) Кушать хочется.

      3) Холодно.

      4) Кажется, натер ластой мозоли на пальцах левой ноги. Сверху. Ничего, вот за этим мысом... очередная бухточка. Если повернуть назад - к трем часам вернусь в лучшем случае. Вперед ближе. Та-ак, трактор на острове. Может, это полуостров? Не может быть, по карте - обязан быть островом. Теперь заболели пальцы на правой ноге. Указательный и средний. Зато на левой перестали. Значит, до пузырей дело дошло. Пристань. Пристань - это здорово! Это объясняет, как на остров попал трактор. Вылезаю и отогреваюсь. Дом и покос. На маленьком острове дом ставить не будут. А с чего я взял, что он маленький? Я уже часа четыре плыву. Когда мы вчера вечером лагерь разбивали, солнце где было? Как в школе учили - направить часовую стрелку на солнце, разбить угол между ней и часом пополам - там юг. Это для декретного времени. А декретное - это зимнее или летнее? И где взять стрелку на моих электронных? Где взять часы - я знаю. В палатке. В правом кармашке. Холодно. В Черном море даже ночью вода теплее. Вылезаю, отогреваюсь минут десять. Замечаю, что спина обгорела. Плыву. Хорошие ласты "Акванавт". С галошей, в меру упругие. Для экономичного хода. В любых других столько не пройдешь. Вроде бы, тот островок я видел. Вчера, когда место для палатки искал. Точно он! Зеленая и оранжевая палатки наших конкурентов. Обогнали нас минут на десять и заняли лучшие места. Значит, километр остался, не больше.

      Вылезаю на берег. Слегка шатает. Лодки нет, Андрея нет, костер прогорел. Андрей, понятно, меня ищет. Интересно, он запомнил, куда я поплыл? Есть такое таежное правило - отметиться, если уходишь за пределы прямой видимости. Но он тогда еще толком не проснулся. Стягиваю ласт и выливаю воду. Вода розовая. И где же меня угораздило? Долго искать не надо. Средний и указательный пальцы сверху стерты до крови. На правой ноге - то же самое. Смотрю на часы - 17 часов 30 минут утра. Зарядка окончена, можно позавтракать. Развожу костер, открываю банку сгущенки и делаю бутерброд - кусок хлеба, на нем плотными рядами конфеты "Астра" - почти шоколадные, с орехами, без бумажек и всего два рубля килограмм. (Во цены были!)

      Вечереет. Приплывает Андрей. Долго и подробно, с примерами, анализирует уровень моего интеллекта. Если в этом хотя бы половина правды, он связался с дурной компанией. Сам, впрочем, тоже хорош! Кто позавчера сел на тюбик "Момента"? Думаете, приклеился? Если бы... Тюбик лежал в кармашке рюкзака. Моего! Но не спорю. Во-первых, устал, во-вторых, в чем-то он прав.

      Дурное дело наказуемо. Четыре дня не могу надеть ботинки и неделю не купаюсь - заживляю потертости.

      3 минуты - километр...

______________________

________________________

______________________

Вместо эпилога

Брать надо не то, что нужно, а то, без чего нельзя

( из записок дикого туриста )

02.06.1994

Назад