Владимир Высоцкий. Поэт и актер

fb2

Набор открыток по художественно-документальному музыкальному фильму «Воспоминание», рассказывающем о творчестве Владимира Высоцкого и о времени, которое он выразил в своих песнях с наибольшей точностью и глубиной.

«Воспоминание» — так называется новый художественно-документальный музыкальный фильм, созданный на Киевской киностудии имени Александра Довженко. Это рассказ о творчестве Владимира Высоцкого и о времени, которое он выразил в своих песнях с наибольшей точностью и глубиной.

Говорит автор сценария и режиссер картины Владимир Савельев:

— Я мало знал Высоцкого при жизни. Но когда он умер, образовалась какая-то никем не заполнимая пустота. И мне захотелось собрать воедино свои разрозненные воспоминания, впечатления, чтобы попытаться осмыслить — и для тех, кто станет зрителями фильма, и для себя самого, — какое место занимает творчество Высоцкого в русском советском искусстве. Ведь он неисчерпаем, как неисчерпаем каждый выдающийся талант. Но из всех ипостасей Высоцкого мы выбрали лишь одну (главную, как нам кажется) — его песни, его поэзию. В картине использованы фрагменты из телепередачи «Кинопанорама», где он сам замечательно говорит о том, что если бы на одну чашу весов положить его театральные роли, работу в кино, на телевидении, на радио, а на другую — только стихи, то «перевесили» бы стихи...

С экрана прозвучат лучшие песни Владимира Высоцкого: «Мы вращаем Землю», «Кони привередливые», «Канатоходец», «Я не люблю», «Памяти Василия Шукшина», «Кто-то высмотрел плод...» и другие. Вот он поет:

Кто сказал: «Все сгорело дотла, больше в землю не бросите семя...», Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время...

А на экране — кадры военной хроники: разрушенные города, чудом уцелевшая скульптурная группа детей на фоне объятых пламенем зданий. Контрапункт песни и изображения неожиданно рождает светлую оптимистичную ноту, звучавшую в его песнях всегда — сквозь самое жестокое, самое горькое. И эхом откликается на эту ноту другой поэт — Булат Окуджава: «Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет...»

Мы не стремились подробно проследить биографию героя (ведь се сейчас знают многие). Мы хотели, чтобы зрители, глядя на экран, постигли ту высокую цену, которую платит человек, посвятивший себя творчеству, ибо, как писал Владимир Высоцкий:

Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души.

В издании использованы: фотографии В. Плотникова, вошедшие в фильм «Воспоминание»; кадры из фильмов с участием В. Высоцкого; стихи В. Высоцкого из сборника «Нерв» (М., «Современник», 1982 г.), фрагменты из статей Н. Крымовой и А. Демидовой.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Поэт и актер

(В комплекте 10 открыток)

Автор-составитель Н. Гузеева

Редакторы: Н. Гриценко, С. Локшина

Обложка художника Д. Бродского

Оформление В. Зайденберга

Художественный редактор А. Гайдай

Издание Республиканского комбината рекламы и проката кинофильмов «Укррекламфильм»

Зак. 6—4507. Тираж 270 000. 1986 г. Изд. № 1040 Цена 84 коп. КФПР.

Кадр из фильма «Короткие встречи», 1967 г. Максим — В. Высоцкий

КОРАБЛИ

Корабли постоят — и ложатся на курс, но они возвращаются сквозь непогоды... Не пройдет и полгода — и я появлюсь, чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода. Возвращаются все, кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все, кроме тех, кто нужней. Я не верю судьбе, Я не верю судьбе, а себе еще меньше. Но мне хочется верить, что это не так, что сжигать корабли скоро выйдет из моды. Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в мечтах... Я, конечно, спою, Я, конечно, спою — не пройдет и полгода.

Кадр из фильма «Служили два товарища», 1968 г. Брусенцов — В. Высоцкий

«Ему дали коня. Он взял его так, как берет лошадь только тот, кто связан с ней жизнью. Взял и приблизил к себе конскую морду, как потом делал это только в песнях. Конь и человек слились в одно. И на экране конь стал символом жизни. Естественное и прекрасное братство коня и человека кончалось смертью — человек, потерявший веру, своей рукой уничтожал и этот высокий природный союз, и самого себя. Высоцкий играл трагедию, безо всяких на то поправок,крупно, резко, до конца. Роль Брусенцова осталась лучшим его созданием на экране».

Н. Крымова. «Наша профессия — пламень страшный». Ж-л «Аврора», № 9. 1984 г.

Кадр из фильма «Четвертый», 1972 г. Он — В. Высоцкий

* * *

Упрямо я стремлюсь ко дну, дыханье рвется, давит уши. Зачем иду на глубину Чем плохо было мне на суше? Там, на землеи стол и дом. Там — я и пел и надрывался... И плавал все же — хоть с трудом, но на поверхности держался. Линяют страсти под луной в обыденной воздушной жиже, а я вплываю в мир иной, Тем невозвратнее — чем ниже. Дышу я непривычнортом. Среда бурлитплевать на среду! Я погружаюсь, и притом — быстрее, в пику Архимеду. Я потерял ориентир но вспомнил сказки, сны и мифы: Я открываю новый мир, пройдя коралловые рифы*

* Печатается в сокращении

Владимир Высоцкий. 1975 г. Фото В. Плотникова

КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю я коней своих нагайкою стегаю, погоняю!.. Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю... Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть. Что-то кони мне попались привередливые... Я дожить не успел, мне допеть не успеть. Я коней напою, я куплет допою, хоть мгновенье еще постою                                       на краю... Сгину яменя пушинкой ураган сметет с ладони, и в санях меня галопом повлекут по снегу утром, — вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони, хоть немного, но продлите путь к последнему приюту! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! не указчики вам — кнут и плеть. Что-то кони мне попались привередливые... И дожить не успел, мне допеть не успеть. Я коней напою,                       я куплет допою, — хоть мгновенье еще постою                                             на краю!..*

* Печатается в сокращении

Владимир Высоцкий и Марина Влади. 1975 г. Фото В. Плотникова

* * *

Люблю тебя сейчас Не тайно — напоказ. Не «после» и не «до» в лучах твоих сгораю. Навзрыд или смеясь, Но я люблю сейчас, а в прошломне хочу, а в будущемне знаю. В прошедшем «Я любил» печальнее могил, все нежное во мне бескрылит и стреножит, хотя поэт поэтов говорил: «Я вас любил: любовь еще, быть может...» Так говорят о брошенном, отцветшем — и в этом жалость есть и снисходительность, как в свергнутому с трона королю. Есть в этом сожаленье об ушедшем, стремленье, где утеряна стремительность, и как бы недоверье к «Я люблю». Люблю тебя теперь без пятен, без потерь. Мой век стоит сейчас — я вен не перережу! Во время, в продолжении теперь я прошлым не дышу и будущим не брежу. Приду и вброд и вплавь к тебе — хоть обезглавь! с цепями на ногах и с гирями по пуду. Ты только по ошибке не заставь, чтоб после «Я люблю» добавил я «и буду».*

* Печатается в сокращении

В. Высоцкий. 1970 г. Фото В. Плотникова

Я НЕ ЛЮБЛЮ

Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю, и еще — когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, я также против выстрелов в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, червей сомненья, почестей иглу, или — когда все время против шерсти, иликогда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза.*

* Печатается в сокращении

Владимир Высоцкий. 1977 г. Фото В. Плотникова

Владимир Семенович Высоцкий (1938—1980) родился и Москве. С 1960 года, по окончании школы-студии МХАТа, работал в Московском драматическом театре им. Пушкина и в Московском театре миниатюр, в 1964—1980 гг. — в Московском театре на Таганке. Снимался в кино, сыграл более 25 ролей.

Произведения Владимира Высоцкого использованы во многих фильмах, спектаклях, записаны на грампластинки. В 1981—82 гг. вышел сборник стихов В. Высоцкого «Нерв».

* * *

«Жизнь Высоцкого кончилась. Но судьба, которая шире и больше его жизни, только еще разворачивается. Размышляя о ней, мы оглядываемся не назад, но вокруг, смотрим не на одного человека, а на многих и на самих себя».

Н. Крымова. «О Высоцком». Ж-л «Аврора». № 8, 1981 г.

Сцена из спектакля Московского театра на Таганке «Гамлет»

Гамлет — В. Высоцкий. Фото В. Плотникова

«Гамлетлюбимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: нет, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть — себя. Но какой же это был трудный путь к себе!».

В. Высоцкий (Из статьи А. Демидовой «Он играл Гамлета...», Ж-л «Юность», № 6, 1982 г.)

* * *

Я Гамлет, я насилье презирал. Я наплевал на Датскую корону, — но в их глазахза трон я глотку рвал и убивал соперника по трону. Но гениальный всплеск похож на бред. В рожденье смерть проглядывает косо. А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса. (Из стихотворения «Мой Гамлет»)

Владимир Высоцкий и актер Московского театра на Таганке Иван Бортник. Фото В. Плотникова

ПЕСНЯ О НОВОМ ВРЕМЕНИ

Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги,— значит скоро и нам — уходить и прощаться без слов. По нехоженым тропам протопали лошади, лошади, неизвестно к какому концу унося седоков. Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи/ И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед. Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей на скаку не заметив, что рядом — товарищей нет. И еще будем долго огни принимать за пожары мы, будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов, про войну будут детские игры с названьями старыми, и людей будем долго делить на своих и врагов. А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, и когда наши кони устанут под нами скакать, и когда наши девушки сменят шинели на платьица, не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять...

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979 г.

Капитан Жеглов — В. Высоцкий

ПЕСНЯ О ЗЕМЛЕ

Кто сказал: «Все сгорело дотла, больше в землю не бросите семя...», Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время... Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она почернела от горя. Как разрезы, траншеи легли, и воронкикак раны зияют. Обнаженные нервы Земли неземное страдание знают. Она вынесет все, переждет, не записывай Землю в калеки. Кто сказал, что Земля не поет, что она замолчала навеки?! Нет! Звенит она, стоны глуша, изо всех своих ран, из отдушин, ведь Земля — это наша душа, сапогами не вытоптать душу. Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время...

Пересылке по почте в открытом виде не подлежит. «Укррекламфильм». 1987 г. Изд. № 338. 3118882.

3. 284. Т. 44 000. Цена 8 к.