Сто лет русской готической новеллы – такой подзаголовок можно было бы дать сборнику, объединившему имена столь разных авторов. Издание открывается «Лафертовской Маковницей» А. Погорельского, которая считается первым в отечественной литературе произведением с мистическим сюжетом, а заканчивается рассказом А. Грина «Серый автомобиль». Готика входит в моду в начале XIX века. Ориентируясь на европейские образцы, обращаясь к народным быличкам и легендам, русские писатели 1820– 1830-х годов сполна отдали дань этому жанру. В их числе А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, А. А. Бестужев-Марлинский и В. Ф. Одоевский. Стихия сверхъестественного, существа из другого мира – призраки, колдуны, мертвецы, упыри и...
Приходит время, и зовёт зимушка-зима своих помощников: вьюгу да метель, мороз да стужу, сугробы да снежинки. Соберутся они вместе и давай узоры на окнах рисовать, реку льдом покрывать, одевать деревья в белые шубы. Лучше всего про это время года расскажут вашим детям русские писатели: Константин Ушинский, Владимир Одоевский, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Алексей Толстой. Эти добрые поучительные и трогательные истории читали и будут читать ещё многие и многие поколения школьников.
Святки — удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно все. Эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда. Святочные истории всегда пользовались успехом у читателей, к ним обращались и самые известные авторы. В сборнике публикуются рассказы и повести русских писателей XIX–XX вв. — А. А. Бестужева-Марлинского, В. И. Даля, Д. В. Григоровича, А. П. Чехова, И. А. Бунина, В. В. Набокова и др., объединенные темой Святок. Н. С. Лесков дал одно из самых известных определений святочного рассказа: от него «непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь...
[b]«Мороз Иванович»[/b]. Основная мысль сказки выражена в эпиграфе — зарифмованной самим Одоевским народной пословице: Нам даром, без труда, ничего не достаётся — недаром исстари пословица ведётся. В сказке используются мотивы и поэтические формулы русских народных сказок: есть здесь и печь с пирожками, которые просят, чтобы их съели, и яблоня с яблочками, которые умоляют, чтобы их стрясли с дерева. Так же как и Жуковский, Одоевский стремится смягчить резкие повороты сюжетов, делает мир сказки более светлым. Так, в отличие от подобных народных сказок, здесь Ленивица наказывается более умеренно (как вы помните, старухина дочь в сказке «Морозко» погибает). Источник:...
[b]«Мороз Иванович»[/b]. Основная мысль сказки выражена в эпиграфе — зарифмованной самим Одоевским народной пословице: Нам даром, без труда, ничего не достаётся — недаром исстари пословица ведётся. В сказке используются мотивы и поэтические формулы русских народных сказок: есть здесь и печь с пирожками, которые просят, чтобы их съели, и яблоня с яблочками, которые умоляют, чтобы их стрясли с дерева. Так же как и Жуковский, Одоевский стремится смягчить резкие повороты сюжетов, делает мир сказки более светлым. Так, в отличие от подобных народных сказок, здесь Ленивица наказывается более умеренно (как вы помните, старухина дочь в сказке «Морозко» погибает). Источник:...
[b]«Мороз Иванович»[/b]. Основная мысль сказки выражена в эпиграфе — зарифмованной самим Одоевским народной пословице: Нам даром, без труда, ничего не достаётся — недаром исстари пословица ведётся. В сказке используются мотивы и поэтические формулы русских народных сказок: есть здесь и печь с пирожками, которые просят, чтобы их съели, и яблоня с яблочками, которые умоляют, чтобы их стрясли с дерева. Так же как и Жуковский, Одоевский стремится смягчить резкие повороты сюжетов, делает мир сказки более светлым. Так, в отличие от подобных народных сказок, здесь Ленивица наказывается более умеренно (как вы помните, старухина дочь в сказке «Морозко» погибает). Источник:...
[b]«Мороз Иванович»[/b]. Основная мысль сказки выражена в эпиграфе — зарифмованной самим Одоевским народной пословице: Нам даром, без труда, ничего не достаётся — недаром исстари пословица ведётся. В сказке используются мотивы и поэтические формулы русских народных сказок: есть здесь и печь с пирожками, которые просят, чтобы их съели, и яблоня с яблочками, которые умоляют, чтобы их стрясли с дерева. Так же как и Жуковский, Одоевский стремится смягчить резкие повороты сюжетов, делает мир сказки более светлым. Так, в отличие от подобных народных сказок, здесь Ленивица наказывается более умеренно (как вы помните, старухина дочь в сказке «Морозко» погибает). Источник:...
[b]«Мороз Иванович»[/b]. Основная мысль сказки выражена в эпиграфе — зарифмованной самим Одоевским народной пословице: Нам даром, без труда, ничего не достаётся — недаром исстари пословица ведётся. В сказке используются мотивы и поэтические формулы русских народных сказок: есть здесь и печь с пирожками, которые просят, чтобы их съели, и яблоня с яблочками, которые умоляют, чтобы их стрясли с дерева. Так же как и Жуковский, Одоевский стремится смягчить резкие повороты сюжетов, делает мир сказки более светлым. Так, в отличие от подобных народных сказок, здесь Ленивица наказывается более умеренно (как вы помните, старухина дочь в сказке «Морозко» погибает). Источник:...
Папа показал Мише музыкальную табакерку, сделанную в виде маленького городка — с воротами, башенками, домиками. И мальчику очень захотелось попасть в этот городок... [b]Примечание:[/b] По мотивам сказки создана знаменитая радиоинсценировка и снят музыкальный мультипликационный фильм «Шкатулка с секретом» [b]«Городок в табакерке»[/b] — опубликованная в 1834 году сказка В.Ф. Одоевского стала первым высокохудожественным научно-фантастическим произведением в русской детской литературе. В. Г. Белинский писал об этой сказке: «Она принадлежит к разряду фантастических повестей: через неё дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица». В этом произведении проявилось...
Папа показал Мише музыкальную табакерку, сделанную в виде маленького городка — с воротами, башенками, домиками. И мальчику очень захотелось попасть в этот городок... [b]Примечание:[/b] По мотивам сказки создана знаменитая радиоинсценировка и снят музыкальный мультипликационный фильм «Шкатулка с секретом» [b]«Городок в табакерке»[/b] — опубликованная в 1834 году сказка В.Ф. Одоевского стала первым высокохудожественным научно-фантастическим произведением в русской детской литературе. В. Г. Белинский писал об этой сказке: «Она принадлежит к разряду фантастических повестей: через неё дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица». В этом произведении проявилось...