Между высоким искусством и развлечением издавна высится непреодолимая стена. Дух страсти устремлен в потустороннее. Возвышенное – его стезя. Перед его строгим взором радость, смех и простота развлечения – словно попрание святынь. Но можем ли мы сегодня с уверенностью заявить, что стена по-прежнему незыблема и находится в точности там, где возвели ее наши предки? Не следует ли по примеру восточных мастеров сатори освободить искусство и развлечение от религиозной метафизики, которую в них втолковал дух страсти? Не следует ли попытаться постичь искусство не как страдание, а как смех, чтобы тем самым наконец избавить его от морали прежних эпох? В своем новом эссе Бён-Чхоль Хан обращается к...
Книга написана авторами популярного подкаста Arzamas «Отвечают сирийские мистики» Максимом Калининым (филолог, переводчик, старший преподаватель Института классического Востока и античности Высшей школы экономики, шеф-редактор АНО «Познание») и Филиппом Дзядко (писатель, филолог, автор романа «Радио Мартын», сооснователь и бывший главный редактор просветительских проектов Arzamas и «Гусьгусь»). Книга построена в форме диалога и разделена на главы, в которых рассмотрены такие важные темы, как природа зла, любовь к ближнему, чувство вины, выгорание, критика, страх, успех, радость. На протяжении человеческой истории всегда были периоды, когда миллионы людей теряли опору и надежду. Подобной...
Критическая расовая теория — одна из самых горячих и противоречивых тем в современном мире, но что это такое на самом деле? При правильном понимании, критическая расовая теория — это переосмысление старой идеи марксизма, используя расу «как центральную конструкцию для понимания неравенства» вместо экономического класса. Иными словами, критическая расовая теория — это расовый марксизм. Доказательства этого утверждения настолько очевидны даже при поверхностном рассмотрении, что шокирует тот факт, что это не сразу становится ясно каждому, кто с этим сталкивается.
Трудно сделать название книги более тщеславным. Но провокатор Ален Бадью с дерзостью и иронией принимает данный вызов. И это оправданно: философ Бадью – один из самых известных, переводимых и комментируемых французских интеллектуалов, а эта книга, затрагивающая самые разные области – от политики до искусства, через любовь и самую абстрактную математику, – предлагает не что иное, как систему осмысления всей реальности. Книга родилась в результате встречи с бельгийскими старшеклассниками и стала, возможно, самым доступным введением в работу философа. В то время, когда труды Алена Бадью изучают и комментируют в университетах и высших школах по всему миру, у вас есть надежный компас, чтобы...
В книге собраны эссе, философские дневники и заметки последних лет. Это наблюдения и размышления о том, что происходите современным обществом. Философ пишет о любви и сексе, работе и депрессии, власти и знании, регистрируя собственное «здесь и сейчас» в реальных исторических координатах и задаваясь не самыми привычными вопросами: как связаны война и порнография? что сказал бы Гегель по поводу закона об иностранных агентах? может ли вирус убить Бога? о чем топают коты? События большой истории – пандемия, войны, политика – встраиваются в хроники частной жизни с ее маленькими радостями и бедами и превращаются в конкретный проживаемый опыт.
Эта книга есть опыт анализа явления марксизма как феномена культуры. Оригинальность ее начинается с того, что она не ставит целью ни опровержение теории марксизма, ни даже попытки оценки фигуры самого ее создателя. Все, чего хочет автор, – это описать, но описать адекватно. Для этого ему пришлось разработать свой метод – новаторский, отличный от всех известных подходов к предмету своего описания. По его выражению, «рассматривать марксизм как языковое явление» – поскольку предмет целиком и полностью дан нам в текстах и только в текстах. От сочинений самих основоположников, их писем, биографических или мемуарных материалов… и вплоть до газетных пасквилей или доносов в полицию – все...
Маркс видел ключ к человеческой природе в богатстве, Фрейд – в сексе, а Бертран Рассел – во власти. Власть, утверждает он, является конечной целью человека и, в самых разных обличьях, важнейшим элементом развития любого общества. В конце 1930-х годов, когда Европу раздирали экстремистские идеологии, а мир стоял на пороге войны, Рассел решил основать «новую науку», чтобы осмыслить травмирующие события того времени и объяснить те, что последуют за ними. Так появилась «Власть» (1938), замечательная книга, которую Рассел считал одной из самых важных в своей долгой карьере. Выступая против тоталитарного стремления к господству, он показывает, как политическое просвещение и человеческое понимание...
Одна из первых больших книг Жиля Делёза, вышедшая по-французски в 1962 году, посвящена Фридриху Ницше – мыслителю-визионеру, создателю множества оригинальных концептов, обладателю хлесткого литературного стиля и бескомпромиссному полемисту. Историко-философский пафос этой работы заключался в том, чтобы рассеять недоразумения вокруг фигуры Ницше, порожденные тенденциозными околонацистскими интерпретациями его трудов и недобросовестным распоряжением оставшимся после него архивом, а собственно философский – в том, чтобы очертить самые новаторские его идеи, подлежащие дальнейшему развитию: для Делёза таковыми стали идеи борьбы сил, переоценки ценностей и вечного возвращения, послужившие...
Мартин Бубер (1878—1965) – немецкий и израильский философ-экзистенциалист, один из пионеров философии диалога, неоднократный номинант на Нобелевскую премию мира и одноименную премию в литературе, лауреат премии Эразма Роттердамского. Центральная идея философии Бубера, изложенная в самой главной его работе «Я и Ты», – фундаментальный принцип взаимодействия «Я» с другой личностью, существования как «co-бытия» с другими людьми, а в конечном счете – и с Богом. В своей работе автор сопоставляет отношения «Я – Ты» и «Я – Оно», где первое – живое межличностное общение, любовный диалог, в котором личности растворяются друг в друге, второе – холодное отстраненное отношение, отсылающее к...